На основе Уттарастханы Аштанга Хридая Самхиты, 1.1-11

После совершения омовения в первый день рождения, новорождённому ребёнку три раза в день дают лизать смесь порошка корня ананта (Hemedesmus indicus, Гемидесмус индийский) с мёдом и гхи, над которой читают священные гимны. Поскольку после родов молоко у мамы появляется на третий или на четвёртый день, до этого времени ребёнку дают гхи, приготовленное с лакшманаа (Ipomoea sepiaria) – всего три раза.

Когда у матери появляется молоко, ребёнку два раза в день даётся 1 панитала свежего сливочного масла (или гхи) (pāṇitala – мера, равная объёму одной ладошки ребёнка), после которого следует прикладывание к груди (первое кормление начинается с прикладывания к правой груди).

Матери следует кормить новорождённого ребёнка только грудным молоком; одного грудного молока достаточно для развития ребёнка. Печаль, гнев, пост и истощение – причины потери/уменьшения грудного молока. Сок сахарного тростника, коровье молоко, растения с млечным соком, а также имеющие молокогонные свойства (например, дурва (Cynodon dactylon, Свинорой пальчатый), мишрея (Foeniculum vulgare, фенхель) и др.), усиливают выработку грудного молока. Грудное молоко тех матерей, которые регулярно употребляют несовместимую пищу, которые голодны (из-за поста, отсутствия питания), ткани которых поражены болезнями, или которые беременны, производит у детей болезни.

В случае отсутствия грудного молока, ребёнку следует давать молоко коровы, сваренное с травами хришва (лагху) пaнчамула (Брихати — Solanum Indicum — паслён индийский), кантакари — Solanum xanthocarpum (паслён желтоплодный), шалапарни — Desmodium gangeticum (Десмодиум гангский), пришнипарни — Pseudarthria viscida, гокшура — Tribulus terrestris — Якорцы стелющиеся) или с двумя стхира (шалапарни – (Desmodium gangeticum – Десмодиум гангский), пришнипарни (Pseudarthria viscida)).

На шестую ночь проводятся защитные ритуалы и приношения (balí) с целью защитить ребёнка от злых духов. Для защиты от злых духов используются также такие травы, как вача (Acorus calamus, Аир болотный), брахми (Bacopa monnieri, Бакопа Монье), аиндри (Citrullus colocynthis, Колоцинт, Горькая тыква), дживака (Microstyllus wallachi, Malaxis acuminata), куштха (Saussurea lappa), хингу (Ferula assafoetida, Асафетида), саршапа (Brassica juncea, Горчица) и др.

В высушенном виде они могут использоваться в качестве «амулетов» (связанные в кусочке ткани) на руках, шее. Особенно это касается аира (АХС, Уттарастхана, 1.27). В шастрах говорится, что подобный «амулет» нужно носить постоянно, пока ребёнок мал, дабы защитить его и мать от влияния злых духов, одарить ребёнка бóльшим здоровьем, умом, памятью и долгой жизнью (АХС, Уттарастхана, 1.28). В первые десять дней рекомендуется также ставить у изголовья детской кроватки глиняный кувшин с водой, над которой читаются защитные мантры.

Следует особое внимание уделить нанесению масла на тело ребёнка (для абхьянги обычно используется Бала тайла, или Дханвантарам тайла). Абхьянга особо показана для новорожденного. Говорится, что абхьянга, удвартана (массаж лекарственными порошками в смеси с маслом) и снана (омовение) – должны быть у него каждый день.

Для снаны летом и осенью можно использовать травы из элади ганы – группы растений, описанных в АХС, Сутрастхана, 15.43-44; а снаны зимой и весной – травы из арагвадхади ганы (АХС, Сутрастхана, 15.17-18). К родничку малыша прикладывается ватный тампон, смоченный в гхи.

После появления зубов, ребёнка нужно постепенно (в течение длительного времени) отнимать от груди, сокращая употребление им грудного молока пропорционально увеличению приёма прикорма. Желательно не прекращать полностью кормление грудным молоком, пока ребёнок в конечном счёте сам от него не откажется.

В любом случае, в этот период в рационе ребёнка должно присутствовать горячее молоко (коровье или козье), сваренное с травами лагху-пaнчамула или с двумя стхира, а также легко перевариваемая и питающая тело пища (например, варёный рис и другая твёрдая пища).

После увеличения в рационе ребёнка твёрдой пищи необходимо с вниманием отнестись к поддержанию пищеварения ребёнка в функционально нормальном состоянии. Ему можно давать такие травы, как вача (Acorus calamus, Аир болотный), шанкхапушпи (Convolvulus pluricaulis, Вьюнок многостебельчатый), брахми (Bacopa monnieri, Бакопа Монье), бала (Sida cordifolia, Сида сердцелистная), шатавари (Asparagus racemosus, Спаржа кистевидная) и др.

Для уменьшения слюноотделения ребёнка можно использовать пасту амалаки, или трикату (смесь пиппали, чёрного перца и сухого имбиря) с мёдом — для этого нужно смазывать пастой ротовую полость. Не следует позволять ребёнку есть грязь или глину, поскольку это может вызвать ряд заболеваний.

Болезни ребёнка следует лечить травами и лекарствами, не вызывающими дискомфорта, сохраняющими его бодрое расположение духа (aviṣādaka). Послабляющие травы следует давать лишь в случае крайней необходимости.

В общем, ребёнку рекомендуется регулярно давать гхи, приготовленное с лекарственными травами. Например, используется сарасвата гхрита, которая улучшает память, умственные способности, способствует развитию речи и хорошему функционированию агни. Для этих же целей можно использовать смесь порошка аира и сварна бхасмы (содержащей зольное золото), в которую добавляют мёд и гхи, а затем дают ребёнку готовую смесь.

В роли тонизирующих иммунитет средств могут быть использованы: гхи, мёд, аир, молоко, куштха (Saussurea lappa, Костус), шанкхапушпи (Convolvulus pluricaulis, Вьюнок многостебельчатый), а также лекарства, на основе очищенного зольного золота.

Ребёнка нельзя пугать или угрожать ему, даже несмотря на его непослушание, поскольку злые духи захватят напуганное дитя (АХС, Уттарастхана, 1.41). Это означает, что когда он плачет или не хочет есть, его нельзя запугивать (например, громким голосом). Кроме того, это означает, что спящего ребёнка нельзя внезапно будить.

Его нужно оградить от ветра, поста, яркого солнца, дождя, а также чужих прикосновений (кроме родительских). Его нельзя закутывать/накрывать в одежды, которые могут ему навредить (например, будут стеснять дыхание). Его нельзя резко поднимать, или опускать, или трясти.

Детская комната должна быть просторной, красивой, хорошо вентилируемой, уютной. В ней не должно быть темно, и не должно быть сквозняков. Постельное бельё должно быть свежим, мягким, чистым и имеющим приятный аромат. Для фумигации (окуривания) белья используются такие травы, как аир, горчица, асафетида, гуггулу, ушир и др.

Младенца должны окружать любящие родственники. Игрушки для ребёнка должны быть разных форм. Они должны быть красивыми, звучащими, с приятными рисунками, лёгкими, нестрашными (непугающими) и большими (чтобы он, например, не смог их проглотить), и не иметь острых углов. Там, где он играет, не должно быть металлических или острых предметов и т.п. Кроме того, это место должно быть чистым.

Особенно в первые недели после рождения в доме рекомендуется создавать положительный настрой: совершать благоприятные ритуалы, петь песни, играть на музыкальных инструментах приятную музыку. Люди, находящиеся в доме с ребёнком, должны испытывать счастье и быть радостными.

До тех пор, пока он не вырастет и не овладеет навыками, которые позволят ему обрести достоинства и средства к существованию, о нём следует заботиться.