Тема: Нади-парикша. Пульсовая диагностика в аюрведе

Тема отделена отсюда
______

МОЖНО ЛИ ПОСТАВИТЬ ДИАГНОЗ В АЮРВЕДЕ БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПУЛЬСОВОЙ ДИАГНОСТИКИ?

Доктор Дж.В. Хеббар, easyayurveda.com

Перевод Головинова А.Ю. и Балык Е.О.

Аюрведическая пульсовая диагностика или нади-парикша, превозносится как основополагающий диагностический метод. Он объемлет и духовность, и науку, и элементы астрологии. Вот только ничего конкретного о чтении пульса не сказано ни у Чараки, ни у Сушруты, ни даже позже у Вагбхаты. И в причинах этого стоит разобраться.

Я много раз пытался написать на эту тему, но всегда удалял, пока мне не предоставилась возможность взять интервью у доктора К.Р. Агнивеша, профессора аюрведического колледжа в Парассиниккадаве, Керала. Разговор о пульсовой диагностике он начал так: «Я никогда не буду ее использовать». Вот это интервью.

ИНТЕРВЬЮ С ДОКТОРОМ К.Р. АГНИВЕШЕМ, ПРОФЕССОРОМ АЮРВЕДИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА, ПАРАССИНИККАДАВУ, КЕРАЛА


https://sun9-31.userapi.com/jpfn8CSFqxe2sewBx0Hd9hOvq5XKGra7D3JKiw/5-IdUB6X1X4.jpg


Профессор Агнивеш: Пульсовая диагностика полезна для понимания определенных явлений. Не всех. Например, с помощью пульсовой диагностики мы можем узнать ритм. Он может являться индикатором сердечного ритма, который вы способны измерить и с помощью фонендоскопа. Иногда ритм сердца бывает отличным от ритма пульса, если определенная проблема, патология, локализована между сердцем и местом, где измеряется пульс.

Еще одно измерение – это наполнение. Пульс может быть полным либо пустым. Еще один показатель – это частота, частый он или редкий. По большому счету только это мы и можем понять по пульсу.

Те, кто, слушая ваш пульс, говорят, что вы упали, когда вам было 10 лет и тому подобные вещи, – шарлатаны.

Расскажу вам один случай. Студент, обучавшийся у меня в Коттаккале, имел практику в Бомбее (Мумбае). Он использовал пульсовую диагностику, чему мы не учим в Коттаккале. Русская женщина, журналистка, работавшая в Индии, пришла к этому доктору на прием с весьма заметной опухолью в брюшной полости. Она не выглядела как злокачественная, но такие опухоли лучше удалять, это то, что следовало бы сделать.

Вместо этого доктор полгода давал ей лекарства, извлек все деньги, которые из этого можно было извлечь, а в конце сказал, что ей нужно пройти пульсовую диагностику. Он велел этой женщине прийти в клинику к восьми утра, не принимая пищи.

После получаса слушания пульса и медитаций он сказал: «Сейчас в Москве находится доктор, которого зовут Агнивеш, езжайте и проконсультируйтесь у него». Вот что он «прочитал» по ее пульсу.

Она пришла ко мне. Я ей сказал, что это опухоль. Лучше ее удалить. Она ответила, что обратилась к Аюрведе именно потому, что не хотела хирургического вмешательства. Я ей сказал, что, согласно Аюрведе, лечением для вас будет операция. Она не поверила. Мне пришлось убеждать ее несколько часов. В конце концов я взял английский перевод «Аштанга-хридаям» и велел прочитать соответствующую часть текста. После этого она согласилась.

Люди обращаются к пульсовой диагностике как будто в ней есть что-то божественное. Это не лучше гадания по руке или с помощью птички, которая раздает карточки с предсказаниями. Птичка разумеется ничего не делает, кроме как вытаскивает и дает карточку. То, что озвучивается как предсказание, озвучивается человеком. То есть его воображение, наблюдательность, иногда информация, которую он получил прежде – это делает его предсказателем. Такова психология людей.

Доктор Хеббар: Им хочется волшебства.

Профессор Агнивеш: Не то чтобы волшебства. Мы хотим знать, что произойдет в будущем. Мы обеспокоены нашим будущим. Поэтому мы слушаем всех этих птичьих предсказателей, гадателей по руке и прочих. В гадании по руке есть хотя бы линии на ладони, а в пульсовой диагностике и этого нет.

Доктор Хеббар: Некоторые утверждают, что могут по пульсу определять, например, камни в почках.

Профессор Агнивеш: Если в почках камни, у пациента будут боли, иногда такие, что могут отдавать в пенис или пах.

В конечном счете пульсовая диагностика – это один из методов диагностики. Но вовсе не единственный и не окончательный метод. В Аюрведе он подробно не описан ни в Чарака-самхите, ни в Сушрута-самхите, ни в Аштанга-хридаям. Его подробное описание появляется только в поздних текстах, написанных после появления в Индии хакимов, врачей, практикующих медицину Юнани [система, ведущая начало от Гиппократа и Галена, которая начала распространяться в Индии персидскими и арабскими учеными].

Для врачей-хакимов пульсовая диагностика очень важна, поскольку во многих случаях, когда пациентом является женщина, нельзя было даже смотреть на ее лицо. Рука – это единственное, что доступно для прикосновений и исследований врача. Таким образом, врач-хаким был вынужден исследовать пульс и по нему определять состояние больного. Это было частью его профессии.

Если же пациенткой была принцесса, она даже не выходила из-за занавески. Она полностью находилась за пардой – пологом, к ее запястью была привязана нить, а другой конец нити давали хакиму, который, находясь с другой стороны, должен был диагностировать болезнь. Таковы были ограничения, в которых работали хакимы.

У музыкального инструмента вина четыре струны. Но также бывают вины с одной струной. Даже с однострунной виной можно играть музыку. Но если нужно достичь богатого звучания нужна вина с четырьмя струнами.

Существовал такой афоризм в отношении нади: yathā vīṇāgata tantrī sarvān rāgān prabhāṣate| tathā hastagata nāḍī sarvān rogān prakāśate|| (Нади-дарпана 3.3). То есть говорится, что подобно вине с одной струной, которая производит все звуки, артериальный пульс на руке рассказывает все болезни.

Это научное заблуждение. Как только наука открывает что-то новое, провозглашается, что это нечто великое. Когда бы не открыли новое лекарство или исследовательский метод, это всячески приветствуется.

Когда был изобретен пенициллин, все болезни стали лечить пенициллином. Сейчас его используют совсем редко. Подобным образом, когда наука о пульсе появилась в Аюрведе, все были очень обнадежены в отношении диагностики. Но со временем ажиотаж сошел на нет.

Те доктора (хакимы) и потом кавираджи [одно из названий врачей в Бенгалии], я имею в виду кавираджи в Бенгалии, – для них пульс был очень важен, и те, кто мог давать прогнозы и предсказывать по пульсу, были арабы.

Но, знаете, в прежние времена пациент не был незнакомцем. Если у вас была практика в каком-то поселении, вы знали всех и каждого, живущего там. Знали его прошлое, его настоящее. Знали его отца, знали, как он себя ведет. Поэтому было не сложно читать пульс и рассказывать все о пациенте.

В городах же, когда вы видите пациента впервые, у себя в кабинете, вы не сможете так практиковать, если только вы не первоклассный обманщик.

Даже если мы следуем медицине Юнани, пульс все равно остается всего лишь одним из восьми методов диагностики. Также исследуются: моча, кал, язык, звуки/голос, внешний вид пациента, пропорции и сложение тела.

Подытоживая, чтение пульса – это важная и необходимая часть исследования и диагностики пациента. Но считать это полноценной и самодостаточной диагностикой – грубейшая ошибка.

https://www.youtube.com/watch?v=6fbFnsd_JFA

https://vk.com/wall-25592061_4740

2

Re: Нади-парикша. Пульсовая диагностика в аюрведе

Если не ошибаюсь, эта тема более раскрыта даже не в аюрведе, а в тибетской и китайской ветках медицины. Что не мешает некоторым "специалистам" заниматься этим даже дистанционно, вот что Скайп животворящий делает ))

Поделиться

Re: Нади-парикша. Пульсовая диагностика в аюрведе

https://www.youtube.com/watch?v=6iW9ADQc32g

Посмотрите, чтобы понять истинный дух Юнани того времени и религиозно-политическую атмосферу в которой она была вынуждена существовать. Со всеми этими эмирами, визирями, условностями, интригами, мракобесием, принцессами за пардой с ниткой на запястье и т.д. и т.п.

30:20 – караван идёт через поле асафетиды.

58:35 – Ибн-Сина упоминает Сушруту.

4 Отредактировано Павел Пересыпкин (02.10.2020 18:35:36)

Re: Нади-парикша. Пульсовая диагностика в аюрведе

Знания о пульсовой диагностике на практике действительно в Аюрведе развились и сохранились хуже, чем, например, в Тибетской медицине или (предположу, знаком плохо) в Унани.

И да, увы, сейчас в Индии на сто шарлатанов один аюрведический врач действительно более менее хорошо ее знает и использует. И, разумеется, не как основу диагностики, а скорее как один из диагностических критериев. Наряду, в том числе, со всем инструментарием современной медицины по необходимости.

Но профессор Агнивеш, при всем моем глубоком к нему уважении (его учебник Падартха Виджняны великолепен, был просто спасительной лодкой в океане этого предмета на первом курсе), всё-таки, на мой взгляд, немного переборщил с критикой пульсовой диагностики в целом (гнев на шарлатанов ей злоупотребляющих - вполне справедлив).

Да, вопрос откуда пульсовая диагностика проникла в Аюрведу остаётся открытым.

Три основных версии с которыми я сталкивался:
1) Из Унани медицины
2) Из Тамильской Сиддха-Медицины
3) Из традиции Йоги и тантры Натхов, вместе с Расашастрой.

Скорее всего, это могло быть, на разных этапах, переплетение всех трёх.

Да, безусловно, в развитии пульсовой диагностики значительную роль сыграла система Унани медицина. При этом в средние века между врачами очевидно шел естественный обмен знаниями, и из Унани медицины достаточно, в том числе, лекарственных рецептов и форм (Арки, Пишти и пр) было позаимствовано и  успешно влилось в Аюрведу.

Да, в более-менее вменяемом формате она находит отражение только в достаточно поздних, но при этом достаточно авторитетных текстах: Шарангадхара Самхита (конец 13го века), Бхавапракаша (16й век), Йога-ратнакара (17й век)

А также в их современниках, чуть менее известных за пределами этих штатов локальных трудах: Вайдья-Сара-Санграха из Карнатаки (16й век), Басавараджиям из Андра-Прадеша (17-18й век).

Но нельзя утверждать, что во времена Брихат-Трайи пульс не слушали совсем.

Например, Сушрута, Сутрастхана, глава 15.

raktaṁ (ativr̥ddha āpādayati) raktāṅgākṣitāṁ sirāpūrṇatvaṁ
...
śōṇitakṣayē tvakpāruṣyamamlaśītaprārthanā sirāśaithilyaṁ ca

То есть ее задатки вполне уже могли существовать ещё в то время.)

Плюс есть корпус отдельной литературы, посвященный непосредственно Нади-парикше. Причем судя по каталогам манускриптов в разных библиотеках, корпус литературы по этой теме был когда-то достаточно обширен. Сейчас изданы всего несколько совсем небольших трудов.

Но в общем и целом вполне достаточно оснований утверждать, что где-то после 14-15 века пульсовая диагностика среди аюрведических врачей и авторов текстов стала явлением достаточно широко распространенным.

У профессора Упадхьяя, из Benares Hindu University на тему пульсовой диагностики есть достаточно хорошая-обзорная книга с вменяемыми разъяснениями.

https://www.exoticindiaart.com/m/book/d … ce-NAV582/

При этом, естественно, пульсовая диагностика в том формате как ее преподносит, например, Васант Лад (сюрприз!) крайне далека от того, как она даётся в перечисленных выше аюрведических текстах и того формата, в котором ее практикуют те немногие компетентные в ней врачи, кого мне доводилось встречать.

Ну, для примера, можно посмотреть несколько страниц здесь

https://www.exoticindiaart.com/m/book/d … se-NAJ776/

Никаких многоуровневых систем, считывания кармы, состояния чакр, тонких тел, предсказаниий будущего и пр. Все в меру "буднично" и "приземлено".

Ну а уж если мы говорим про обучение пульсовой диагностике, то способ есть только один, очень тернистый, трудоемкий и времязатратный - отслушать сотни, если не тысячи пациентов рядом с опытным в ней врачом и его объяснениями.

Никакие книги, а тем более онлайн лекции научиться ей не помогут. Иначе получится "Гляжу в (монитор) книгу, а вижу фигу".
Слишком уж практический предмет.
Который, конечно же, не является заменой классической аюрведической диагностики, а скорее является дополнением к ней.

Поделиться

5

Re: Нади-парикша. Пульсовая диагностика в аюрведе

Андрей Головинов пишет:

30:20 – караван идёт через поле асафетиды.

То-то у меня питта поднялась в этот момент ))

Уважаемый Андрей, а как поняли, что это она, если серьёзно? Там такое качество, ещё и ч/б...

Поделиться

Re: Нади-парикша. Пульсовая диагностика в аюрведе

Глаз намётан, знаете ли... Да и живу недалече...

https://ayurvedika.ru/forum/viewtopic.p … 8050#p8050


https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/ca/Ferula_assa-foetida_-_K%C3%B6hler%E2%80%93s_Medizinal-Pflanzen-061.jpg

Re: Нади-парикша. Пульсовая диагностика в аюрведе

Павел Пересыпкин пишет:

У профессора Упадхьяя, из Benares Hindu University на тему пульсовой диагностики есть достаточно хорошая-обзорная книга с вменяемыми разъяснениями.
https://www.exoticindiaart.com/m/book/d … ce-NAV582/

Друзья! Примите в дар её скан!
Да простит нас автор...

Приложения к теме

Иконка приложения Nadi-Vijnana.pdf 5.59 МБ, загружен 120 раз(а) с 6.10.20 

Re: Нади-парикша. Пульсовая диагностика в аюрведе

Павел Пересыпкин пишет:

Да, в более-менее вменяемом формате она находит отражение только в достаточно поздних, но при этом достаточно авторитетных текстах: Шарангадхара Самхита (конец 13го века), Бхавапракаша (16й век), Йога-ратнакара (17й век)

Слышал на одной из лекций В.Ю. Дружинина - что в Шарнгадхара Самхите, всего лишь 8.5 стихов про пульсовую диагностику.
Если ничего не путаю...
Интересно - в каком объеме пульсовая диагностика представлена в Бхавапракаша и Йога-ратнакара?

Спасибо сказали: Андрей Головинов2

Поделиться

9 Отредактировано Павел Пересыпкин (03.10.2020 08:44:33)

Re: Нади-парикша. Пульсовая диагностика в аюрведе

Иван Мерзляков пишет:

Павел Пересыпкин пишет:

Да, в более-менее вменяемом формате она находит отражение только в достаточно поздних, но при этом достаточно авторитетных текстах: Шарангадхара Самхита (конец 13го века), Бхавапракаша (16й век), Йога-ратнакара (17й век)

Слышал на одной из лекций В.Ю. Дружинина - что в Шарнгадхара Самхите, всего лишь 8.5 стихов про пульсовую диагностику.
Если ничего не путаю...
Интересно - в каком объеме пульсовая диагностика представлена в Бхавапракаша и Йога-ратнакара?

Да, в Шарангадхаре - 8, в Бхавапракаше чуть больше - 12, в Йога-ратнакаре около 40.

В книге, которую выложил Андрей Юрьевич, эта информация есть. Также как и обзор того, что именно в этих стихах изложено у разных авторов.

В Басавараджиям и Вайдьясара-санграхе, как и в Йога-ратнакаре, чуть больше 40 стихов.

Поделиться

10

Re: Нади-парикша. Пульсовая диагностика в аюрведе

Людмила Герасимчук пишет:

Но только одного не понимаю - это же люди с высшим медицинским образованием... Зачем они это делают? Неужели только ради заработка? Всеобщий обман ради денег, славы?..
А как-же здоровье людей?..
У меня это вообще в голове не укладывается...

Ну ладно Вам так удивляться, не первый же год живёте  :)  Ни медицинское образование, ни какие-то клятвы ровным счётом НИЧЕГО не значат для очень многих врачей. К сожалению, ни о каком призвании в их случае речь не идёт, эти люди совершенно осознанно идут в профессию только ради стабильного дохода, им плевать на людей. В кармические принципы они тоже не верят, судя по всему...

Спасибо сказали: Сергей Николаев1

Поделиться