Тема: Причины пандемии с позиции Чарака Самхиты

Добрый день.
Информация из интернета, хочу чтобы многоуважаемые участники форума дополнили или опровергли то, что я нашла. Очень любопытно узнать.

In the chapter ‘Janpadodhwansaneeya Viman’, the part dealing with epidemics, Atreya while instructing his students to collect essential medicinal plants says, ‘I can observe unusual celestial constellations, movement of planets is also uncommon, the sun and moon are also affected thus generating unusual heat and abnormal wind, which further might affect the seasonal cycle. It indicates the potential hazard of an outbreak. Air, water, topography and time are the common factors of a place when affected together, they cause diseases that can spread rapidly involving a larger population. Incongruous signs of these factors should be observed carefully for their pathogenic nature.’

“…वाय्वादीनां यद्वैगुण्यमुत्पद्यते तस्य मूलमधर्म: …” II च.वि.3/20 II

Iniquity or ‘Adharma’ is the fundamental root cause of vitiation or imbalance of those factors mentioned above.

Я так поняла что причина в изменчивых климатических условиях, качестве продуктов и воды - когда все эти факторы совпадают начинаются массовые болезни которые затрагивают множества людей.

Поделиться

Re: Причины пандемии с позиции Чарака Самхиты

Всё несколько интереснее и сложнее.

Вот эта глава – https://www.carakasamhitaonline.com/ind … iya_Vimana

Можно коллективно обсудить, если будут вопросы.

Re: Причины пандемии с позиции Чарака Самхиты

О, ну раз такая пьянка дискуссия намечается, то вот еще в дополнение и для ленивых (ибо коротко) из Сушруты (Сутрастхана, 6я глава):

तत्र, अव्यापन्नेषु ऋतुष्वव्यापन्ना ओषधयो भवन्त्यापश्च; ता उपयुज्यमानाः प्राणायुर्बल वीयजस्कर्यो भवन्ति ॥१५॥

In underanged seasons, the herbs grow unaffected and also water, these being used promote vitality, longevity, strength, energy and ojas.

Commentary:
That these accumulation etc. of dosas take place in underanged seasons is stated as taträvyäpanneșu etc.; prāṇāḥ - agni, soma etc. ayuḥ - combination of body, sense organs, psyche, self and mind; balam - characterized by enthusiasm and development: viryam - energy, power, ojaḥ - the essence of seven dhātus situated in heart.

तेषां पुनर्व्यापदोऽदृष्टकारिताः, शीतोष्णवातवर्षाणि खलु विपरीतान्योषधीयांपादयन्त्यपश्च ॥१६॥

Derangement of these (seasons) is caused by adrsta (unseen factor), thus abnormal cold, heat, air and rains affect herbs as well as water adversely.

Commentary:

Wherefrom does derangement of seasons originate? this is stated as 'tesam punah etc... tesam- of seasons; vyäpadah abnormality verily of cold, heat, air and rains: adrstena - by adharma (non-righteousness), the universally common factor, karitäh impelled to cause: Sitosna etc. - viparitäni- deficient, faulty or excessive; aşadhirapasca vyapadaynti- make herbs and water abnormal; others, however, read 'Sitosnavatavarsáni etc. differently with a preamble as - 'unrighteousness is the impelling cause in the origin of derangement, which is then the independent doer? this is stated as - abnormality of cold, heat and rains derange herbs and also water'

तासामुपयोगाद्विविधरोगप्रादुर्भावो मरको वा भवेदिति ॥१७॥

By their use there may be appearance of various diseases or epidemic leading to death of the people.

Commentary:

The undesirable consequence of the use of deranged herbs and water is stated as täsämupayogar etc.

In normal seasons herbs grow endowed with normal taste and potency while in abnormal ones they are deranged and harmful causing various disorders and even epidemic with mass death: 'maraka' is epidemic causing massive loss of life in community.

तंत्र, अव्यापन्नानामोषधीनामपां चोपयोगः ॥१८॥

Then the use of underanged herbs and water is wholesome.

Commentary:

The principle of treatment of the derangement of seasons is stated as tatra avyapannanam etc., the word 'avyāpanna' is related to both, thus avyāpannāh osadhayah underanged (old) herbs; avyāpannāh apah - underanged (boiled) water. Others read "tatra puranabhirosadhibhiranupahatavīryabhiḥ kriyāḥ kāryāḥ in place of 'tatră vyäpannānāmosadhinamapancopayogah, but this is quite uncommon and as such has not been mentioned.

कदाचिदव्यापन्नेष्वपि ऋतुषु कृत्याभिशापरक्षः क्रोधाधर्मेरुपध्वस्यन्ते जनपदाः, विषौषधि पुष्पगन्धेन वा वायुनोपनीतेनाक्रम्यते यो देशस्तत्र दोषप्रकृत्यविशेषण कासश्वासवमथुप्रतिश्याय शिरोरुरज्वरैरुपतप्यन्ते, ग्रहनक्षत्रचरितैर्वा, गृहदारशयनासनयानवाहनमणिरत्नोपकरणगर्हित
लक्षणनिमित्तप्रादुर्भावैर्वा ॥१९॥

Sometimes, even in underanged season, the communities are annihilated by witchcraft, cursing, anger of invisible organisms (rakshasa) and unrighteousness (adharma), or the place which is polluted with air carrying odour of poisonous flowers is affected, according to characters of dosas, with cough, dyspnoea, vomiting, coryza, headache and fever, or by emerged hy despisedous movements of planets and stars, or with those in house, wife, cot, seat, carriage, animal used for riding, gems, stones and other accessories.

Commentary:

There are also causes other than derangement of seasons which initiate diseases, this is stated as kadācid etc.; kadacit-sometimes, not always, kṛtya-a particular witch produced by the magical spells of the wrathful priest; in others' view, it is a specific exorcism destroying the entire nation while generally exorcism kills a single person; abhisapaḥ - cursing of preceptor, accomplished persons etc.; rakṣas are engaged in violence and born in the family of heti and praheti, 'rakṣaḥ krodhah' - 'anger of these raksas': adharmaḥ-unrighteousness, bad conduct relating to body, speech and mind; upadhvasyante-are annihilated, afflicted; janapadāḥ-communities, people; visausadhipuspagandhena etc. - by the odour of the flowers of poisonous plants; in what way? vayunopanitena - brought close by air, by this the communities are afflicted with dyspnoea, cough etc., osadhayaḥ - tree of suvilinda etc., others read 'kāsasvāsa' etc. differently as kasaśvāsapratiśyāyagandhājñānabhramaśirorugjvaramasūrikādibhi
rupatapyante' and interpret as cough, dyspnoea, coryza, anosmia, giddiness and headache are caused by air entered into nostrils while fever, pox etc. by that coming in contact with skin: grahanakşatracaritairva-movements of planets, saturn etc., in inauspicious position and stars, asins etc. inflicting the birth star with the fall of meteor etc., grhadara etc. - diseases manifested by the inauspicious signs of house etc. with them the communities are afflicted; däräh-wives; Sayanam - cot; asanam-seat, chair: yanam-conveyance, palanquin, chariot etc., vähanam - animal for riding, elephant, horse etc., manih-gem, sphatika (quartz) etc.; ratnāni - precious jewels (from house to gem), otherwise mani and ratna being synonymous may be repetition; in others' view 'manis' are some particular parts of snake while 'ratnas' are ruby etc.; upakaraṇāni - accessories such as pitcher, pan, winnow etc.; or house etc. are themselves accessories. Others, however, omitting the words grha, dära and nimitta read it as 'Sayanäāsa nayana vähanamaniratnopakaranagarhitalakṣaṇaprădurbhāvairvā.

Apart from derangement of seasons, magical spells, odour of the flowers of poisonous plants the particular movements of planets and stars may cause epidemics. Caraka, however, mentions unrighteousness as its root cause.

तत्र, स्थानपरित्यागशान्तिकर्मप्रायश्चित्तमङ्गलजपहोमोपहारेज्याञ्जलिनमस्कारतपोनियमदयादान दीक्षाभ्युपगमदेवताब्राह्मणगुरुपरैर्भवितव्यम्, एवं साधु भवति २०॥

In that case, one should change the place, perform pacificatory rite (shanti karma) expiation (prayashchitta), auspicious observance, repetition of mantras (japa), oblations (homa), offerings, sacrifices, folding hands, salutation (namaskara), austerity (tapas), observance of scriptural rules (niyama), compassion, charity, initiation and obedience and be devoted to gods, brahmanas and teachers, thus everything becomes alright.

Commentary:

Now general management of diseases caused by deranged seasons etc. is stated as tatra sthana ctc., the injurious condition of seasons happens due to unrighteousness and as such the remedy prescribed therein is pertaining to gods; Santih-quietude, control over sense organs, or pacificatory rites prescribed by vedas: prayascittam-expiation for subducing the previous deeds such as cândrayana etc. as prescribed by religious codes: or prayah means austerity and citta means determination, thus prayascitta is so called as it is combined with austerity and determination; mangalam-wearing auspicious roots, gems etc.: japah-repetition of vedic hymns preceded by Om: homah-oblations numbering lac, crore or million; upaharah-offering of cow, horse etc. to gods, others take it as animal sacrifice: ijyä - sacrifice: anjalih folding of hands with devotion; namaskaraḥ-physical, verbal and mental salutation to gods, brähmanas and teachers; tapal-austerity, fasting etc., niyamal scriptural rules, silence ete: dayd-compassion on animals; dänam-charity according to capability, dikşa-initiation from preceptor, abhyupagamah-obedience to preceptor's instruction ete: para (devoted) is related to each change of place etc.; evam sadhu bhavati-thus it become alright.

Поделиться

Re: Причины пандемии с позиции Чарака Самхиты

https://vk.com/wall-25592061_5478

https://www.facebook.com/ayurgol/posts/ … 9697939821

https://sun9-84.userapi.com/impg/K2b_s7KrkJ94ykGcsGIdAhMV7DXiEq5fflACpw/eVKQWkCUtaA.jpg?size=1280x934&quality=96&sign=0e1c9f4f9863094d9b5070d5c4028405&type=album

ЧАРАКА-САМХИТА О КОРЕННЫХ ПРИЧИНАХ ЭПИДЕМИЙ И ПАНДЕМИЙ

carakasaṁhitā – vimānasthānam – 3. janapadōddhvaṁsanīyavimānam

iti śrutvā janapadōddhvaṁsanē kāraṇāni punarapi bhagavantamātrēyamagnivēśa uvāca- atha khalu bhagavan! kutōmūlamēṣāṁ vāyvādīnāṁ vaiguṇyamutpadyatē? yēnōpapannā janapadamuddhvaṁsayantīti||19||
tamuvāca bhagavānātrēyaḥ- sarvēṣāmapyagnivēśa! vāyvādīnāṁ yadvaiguṇyamutpadyatē tasya mūlamadharmaḥ, tanmūlaṁ vā'satkarma pūrvakr̥taṁ; tayōryōniḥ prajñāparādha ēva|
tadyathā- yadā vai dēśanagaranigamajanapadapradhānā dharmamutkramyādharmēṇa prajāṁ
vartayanti, tadāśritōpāśritāḥ paurajanapadā vyavahārōpajīvinaśca tamadharmamabhivardhayanti,
tataḥ sō'dharmaḥ prasabhaṁ dharmamantardhattē, tatastē'ntarhitadharmāṇō dēvatābhirapi tyajyantē; tēṣāṁ tathā'ntarhitadharmaṇāmadharmapradhānānāmapakrāntadēvatānāmr̥tavō vyāpadyantē; tēna nāpō yathākālaṁ dēvō varṣati na vā varṣati vikr̥taṁ vā varṣati, vātā na samyagabhivānti, kṣitirvyāpadyatē, salilānyupaśuṣyanti, ōṣadhayaḥ svabhāvaṁ parihāyāpadyantē vikr̥tiṁ; tata uddhvaṁsantē janapadāḥ spr̥śyābhyavahāryadōṣāt ||20||

Так выслушав про причины людских эпидемий, снова вопрошал Агнивеша уважаемого Атрею: «О, Господин! Теперь [поведай], что же коренная причина того, что у этих [факторов] – воздуха и прочих (1) проявляются вредные свойства? Как происходит, что гибнут народы?»

Ему отвечал господин Атрея: «Агнивеша, для всех этих [факторов] (1), воздуха и прочих, коренной причиной, вызывающей ухудшение их качеств [является] неследование дхарме/справедливому закону; либо же коренной причиной [могут быть] неблагие деяния, совершенные в предыдущей жизни. А источник обоих [этих причин] – праджняпарадха (2).

Так, например, когда главы государств, городов, профессиональных союзов, преступив закон, беззаконием управляются со своим народом, тогда их подчиненные и нижестоящие, жители городов и деревень, и те, кто зарабатывают на жизнь торговлей/ремеслом, это беззаконие/несправедливость преумножают. В итоге беззаконие с помошью силы поглощает законность. В конце концов даже боги оставляют такие [народы, земли], где не узреть законной справедливости. И затем, у тех, у кого законной справедливости не видно, а во главе [стоит] беззаконие, и кого покинули боги, происходит смещение в сезонах: из-за этого вода с небес не проливается дождем в положенное время, либо нет дождей [совсем], либо идут аномальные дожди; ветры дуют не так, как обычно, сходят почвы, пересыхают источники воды, растения не вырастают как положено, их сущность испорчена. Как следствие, эпидемии поражают людей через тактильный контакт [с инфекцией] и потребление испорченной пищи [и питья (3)] (4)».

(1) Факторы, о которых ранее говорил Атрея: местность, сезоны, воздух, вода.
(2) Праджняпарадха – игнорирование разумных принципов, недальновидность, глупость, неумение и нежелание различать плохое и хорошее, полезное и вредное. Важная концепция в индийской философии и медицине, касающаяся правил поведения человека по отношению к себе и другим.
(3) Согласно комментарию к шлоке.
(4) Комментарий разъясняет, что также подразумевается вдыхание заражённого воздуха, нездоровых запахов.

[Перевод – Екатерина Балык]

Re: Причины пандемии с позиции Чарака Самхиты

https://vk.com/wall-25592061_5494

https://www.facebook.com/ayurgol/posts/ … 1852894821

АШТАНГА-САНГРАХА О ЗАЩИТЕ ЖИЗНИ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ

aṣṭāṅgasaṅgrahaḥ - sūtrasthānam - 9. viruddhānnavijñānīyaḥ

...................................................tasmin kālē sudāruṇē|
karma pañcavidhaṁ tēṣāṁ yōjyaṁ tadvadrasāyanam|
śasyatē dēhavr̥ddhiśca bhēṣajaiḥ pūrvamuddhr̥taiḥ|
brahmacaryaṁ dayā dānaṁ sadācāraratiḥ śamaḥ|
saddharmaḥ satkathā pūjā dēvarṣīṇāṁ jitātmanām|
dēśānāmavipannānāṁ sādhūnāṁ ca niṣēvaṇam|
daivavyapāśrayaṁ cēṣṭaṁ karma jīvitarakṣaṇam||79||

В эти тяжкие времена следует применить для этих [вредоносных факторов] пять видов [очистительных] процедур (1); также рекомендуется расаяна-терапия (2) и укрепление тела лекарствами, которые были собраны ранее [до эпидемии]. Брахмачарья, сострадание, даяние, добропорядочное поведение, спокойствие, следование дхарме/правильным принципам, беседы на духовные темы, почитание богов, риши/мудрецов, и освобожденных (3), пребывание в незатронутых [разрушительными факторами] местах и среди почтенных людей, практика дайвавьяпашрайи (4) – [вот] действия, защищающие жизнь.

(1) Ваману (терапевтическую рвоту), виречану (терапевтическое послабление), два вида басти (очистительные и масляные клизмы), насью (закапывание в нос). Согласно Сушрута-самхите сюда включается рактамокшана (кровопускание).
(2) Расаяна – терапия, направленная на общее укрепление, питание и омоложение тканей и каналов организма, усиливает способность сопротивляться болезням.
(3) Практикущих, достигших освобождения от страстей и желаний своего «я».
(4) Один из методов терапии, основанный на установлении связи с высшими силами посредством мантр, ритуалов, служений, посещения святых мест и проч.

[Перевод – Екатерина Балык]

[Иллюстрация для контраста]

https://sun3-10.userapi.com/impg/ycNFhAgc737gKfFKe9KESp-WTsQdQYeJfldNCQ/v8Dfc4nZ26E.jpg?size=630x420&quality=96&sign=2c73b79360da8810482f7ce80c971a3e&type=album

6

Re: Причины пандемии с позиции Чарака Самхиты

Прививочку сделать проще  :D несмотря на то, что даже по нормам современной медицины это экспериментальное лекарство, а не вакцина, на испытание которой нужно около 3 лет.

Поделиться

Re: Причины пандемии с позиции Чарака Самхиты

Cosher ) пишет:

Прививочку сделать проще  :D несмотря на то, что даже по нормам современной медицины это экспериментальное лекарство, а не вакцина, на испытание которой нужно около 3 лет.

Вообще, хорошая практика – это 10-15 лет, если говорить про полный цикл клинической разработки препарата, из которых большую часть, конечно, занимают клинические испытания. Три года обозначают, когда говорят про эксперименты на культурах и животных, то есть самое начало разработки.

8

Re: Причины пандемии с позиции Чарака Самхиты

Да, 3 года как самый минимум.

Тема с прививками (всеми, не только этой) очень интересна, на самом деле, недавно писал об этом в соседней теме. Не факт, что когда-то получится найти правду, но хотелось бы ) Врачи, которые имеют смелость идти против системы, делятся на два лагеря. Одни говорят, что сама теория о прививках это неправда и они только вредят людям, другие говорят, что вакцины это вещь хорошая, но что ещё в них кладут, никто полностью не знает, как и об отложенных последствиях таких прививок.

Повторю, было бы очень интересно узнать правду. А пока моя логика такая - подозревать власти любой страны в желании делать людям добро нет никаких причин, поэтому я лучше воздержусь от любых прививок. Кто хочет ставить эксперименты на себе и на своих детям, это их дело.

Спасибо сказали: vshkurin, Ксения Разина2

Поделиться

Re: Причины пандемии с позиции Чарака Самхиты

Cosher ) пишет:

Да, 3 года как самый минимум.

Тема с прививками (всеми, не только этой) очень интересна, на самом деле, недавно писал об этом в соседней теме. Не факт, что когда-то получится найти правду, но хотелось бы ) Врачи, которые имеют смелость идти против системы, делятся на два лагеря. Одни говорят, что сама теория о прививках это неправда и они только вредят людям, другие говорят, что вакцины это вещь хорошая, но что ещё в них кладут, никто полностью не знает, как и об отложенных последствиях таких прививок.

Повторю, было бы очень интересно узнать правду. А пока моя логика такая - подозревать власти любой страны в желании делать людям добро нет никаких причин, поэтому я лучше воздержусь от любых прививок. Кто хочет ставить эксперименты на себе и на своих детям, это их дело.

А вы не задумывались что «следование дхарме» - это любыми доступными способами оберегать окружающих вас людей от возможного заражения вами? А способствовать распространению болезни, имея возможность это приостановить - не похоже на благие деяния.

Спасибо сказали: Ксения Разина1

Поделиться

Re: Причины пандемии с позиции Чарака Самхиты

natali.khatsanovskaya пишет:
Cosher ) пишет:

Да, 3 года как самый минимум.

Тема с прививками (всеми, не только этой) очень интересна, на самом деле, недавно писал об этом в соседней теме. Не факт, что когда-то получится найти правду, но хотелось бы ) Врачи, которые имеют смелость идти против системы, делятся на два лагеря. Одни говорят, что сама теория о прививках это неправда и они только вредят людям, другие говорят, что вакцины это вещь хорошая, но что ещё в них кладут, никто полностью не знает, как и об отложенных последствиях таких прививок.

Повторю, было бы очень интересно узнать правду. А пока моя логика такая - подозревать власти любой страны в желании делать людям добро нет никаких причин, поэтому я лучше воздержусь от любых прививок. Кто хочет ставить эксперименты на себе и на своих детям, это их дело.

А вы не задумывались что «следование дхарме» - это любыми доступными способами оберегать окружающих вас людей от возможного заражения вами? А способствовать распространению болезни, имея возможность это приостановить - не похоже на благие деяния.

Не стоит побуждать других к действиям, за которые вы потом не будете нести ответственность. Это, во-первых, не честно. Во-вторых, вы уверены, что таким «призывом к совести» делаете благо, причем не только в краткосрочной, но и долгосрочной перспективе? Такой уверенности сейчас нет ни у кого. Есть эпидемиологическая задача – прервать цепочку заражений. У предложенного для этой задачи решения есть очень большое количество минусов. Не все тут черное и белое. Поэтому давайте воздержимся от призывов в ту или иную сторону.