Тринадцатая глава первого раздела «Аштанга-хридая-самхиты» посвящена общим правилам терапии трёх дош, включая питание, поведение и т.д. Первые тринадцать шлок этой главы детально описывают общие методы уравновешивания каждой из дош в отдельности.

Затем Вагбхата даёт ключ, ссылаясь на ритучарью — сезонные режимы жизнедеятельности, которые описаны в соответствующих разделах аюрведа-шастр (АХС Су. 3; ЧС Су. 6; CC Су. 6) и применяются как общая основа для терапии трёх видов доша-самсарги (сочетанного одновременного увеличения двух дош).

aṣṭāṅgahṛdayasaṃhitā — sūtrasthānam, 13 — doṣopakramaṇīyādhyāyaḥ

graiṣmaḥ prāyo marutpitte vāsantaḥ kaphamārute |
maruto yogavāhitvāt, kaphapitte tu śāradaḥ ||14||

Так как марута (вата-доша) является йогавахи1, летний [режим] применяется при вата-питте, весенний — при капха-вате. При капха-питте же — осенний [режим].

А что же тогда делать с доша-саннипатой, сочетанным увеличением сразу всех трёх дош? Хотя ответ на этот вопрос логически понятен для внимательно изучивших ритучарью, Арунадатта в своём комментарии на этот стих всё же вносит дополнительную ясность.

nanu, sannipāte ka upakramaḥ? brūmaḥ | varṣartucaryāvihitaḥ| prāvṛṣi hi doṣatrayakopa uktaḥ |

А какое же лечение для саннипаты? Отвечаем. Применяется режим для сезона дождей. Ведь сказано, что в сезон дождей [все] три доши находятся в состоянии патологического избытка.


1Усиливает свойства других дош при соединении с ними.

[Перевод Андрея Головинова]