Для правильного определении состояний здоровья и болезни нам нужно сформировать, во-первых, некоторое представление о физиологической норме (средней по популяции и индивидуальной), а во-вторых, о возможной врожденной предрасположенности к тем или иным типам заболеваний. Врожденную предрасположенность к заболеваниям определенных типов иногда называют «конституциональным типом», что не совсем верно. Хотя в «аюрведическом просторечии» часто используют термин пракрити (prakṛti), или «соматическая конституция», для определения соматотипа, автор «Чарака-самхиты» (3.6.13) с этим категорически не согласен и говорит, что термин «пракрити», с одной стороны, обозначает универсальную физиологическую норму как длящееся состояние здоровья, а с другой — врожденную предрасположенность к сохранению организма в состоянии этой нормы длительное время вопреки неблагоприятным воздействиям (а количественное и иное преобладание одной или двух дош над остальными по определению является отклонением или нездоровым состоянием, даже если оно «врожденное», — и оно и в этом случае всегда подлежит терапевтической коррекции):

В связи с этим (tatra), некоторые (kē-cit) утверждают (āhuḥ), что не (na) существует (santi) людей (jantu), у которых вата (vāta), питта (pitta) и капха (çlēṣman) [совершенно] сбалансированы (sama), поскольку, дескать, привычным делом (upayōgitva) у людей (manuṣya) является несбалансированное и нерегулярное (viṣama) питание (āhāra) и т.п., и поэтому (tasmāt ca), дескать, некоторые (kē-cit) [обязательно] являются (bhavanti) обладателями вата-конституции (vāta-prakṛti), некоторые — питта-конституции (pitta-prakṛti), а (punar) некоторые — капха-конституции (çlēṣma-prakṛti). [Так они утверждают].

Но (ca) это (tat) совершенно нелогично и не соответствует действительности (an-upapanna). По какой (kasmāt) причине (kāraṇa)?

Ведь врачи (bhiṣaj) считают (icchanti) здоровым (a-rōga) только и именно (hi) того, у кого вата, питта и капха совершенно сбалансированы (sama). А (ca) поскольку (yatas) пракрити, или естественное состояние (prakṛti), — это здоровое состояние (ārōgya), а также (ca) [поскольку] на достижение и поддержание этого здорового состояния (ārōgya) нацелены (-artha) все лечебные (bhēṣaja) процедуры и мероприятия (pravṛtti), и (ca) это (sā) [здоровое состояние] является главной желанной целью (iṣṭa-rūpa), то (tasmāt) [без сомнения] обладатели полностью сбалансированного (sama) состояния ваты, питты и капхи существуют (santi), но при этом (khalu) нет и не может быть (na santi) никаких обладателей «вата-конституции» (vāta-prakṛti), «питта-конституции» (pitta-prakṛti) или (vā) «капха-конституции» (çlēṣma-prakṛti) [так как «конституция» есть здоровая норма, а преобладание одной доши не есть норма].

И хотя (kila) при [врожденном] избытке, или преобладании (ādhikya), той или иной (tasya tasya) доши (dōṣa) люди (manuṣya) [часто и] называют (ucyatē) это такой-то и такой-то (sā sā) «дошевой конституцией» (dōṣa-prakṛti), [это совершенно неверно, поскольку,] когда доши (dōṣa) расстроены (vikṛta), нахождение в здоровом состоянии (prakṛti-sthatva) при этом (ca) [в принципе] невозможно (na upapadyatē).

Поэтому (tasmāt), это (ētāḥ) [т.е. «ватапракрити», «питтапракрити» и «шлешмапракрити»] никакие не (na santi) не конституции или конституциональные типы (prakṛti) [а болезненные состояния и болезненные предрасположенности]. Но (tu) таких пациентов, конечно (khalu), [уместно называть следующими терминами]: ватала, или предрасположенные к заболеваниям вата-типа (vātala), питтала, или предрасположенные к заболеваниям питта-типа (pittala), и (ca) шлешмала, или предрасположенные к заболеваниям капха-типа (çlēṣmala), при этом (tu) все они (tē), безусловно, должны считаться (jñēya) находящимися в нездоровом состоянии (aprakṛti-stha) [а следовательно, требуют терапевтического ухода и коррекции своего состояния].

tatra kē-cit āhuḥ – na sama-vāta-pitta-çlēṣmāṇaḥ jantavaḥ santi, viṣamāhārōpayōgitvāt manuṣyāṇām; tasmāt ca vāta-prakṛtayaḥ kē-cit, kē-cit pitta-prakṛtayaḥ, kē-cit punaḥ çlēṣma-prakṛtayaḥ bhavanti iti |
tat ca anupapannam, kasmāt kāraṇāt? |
sama-vāta-pitta-çlēṣmāṇam hi arōgam icchanti bhiṣajaḥ, yataḥ prakṛtiḥ ca ārōgyam, ārōgyārthā ca bhēṣaja-pravṛttiḥ, sā ca iṣṭarūpā, tasmāt santi sama-vāta-pitta-çlēṣmāṇaḥ, na khalu santi vāta-prakṛtayaḥ pitta-prakṛtayaḥ çlēṣma-prakṛtayaḥ vā |
tasya tasya kila dōṣasya ādhikyāt sā sā dōṣa-prakṛtiḥ ucyatē manuṣyāṇām, na ca vikṛtēṣu dōṣēṣu prakṛti-sthatvam upapadyatē, tasmāt na ētāḥ prakṛtayaḥ santi; santi tu khalu vātalāḥ pittalāḥ çlēṣmalāḥ ca, a-prakṛti-sthāḥ tu tē jñēyāḥ ||

Таким образом, врожденная предрасположенность к заболеваниям определенного типа сама по себе является не вполне здоровым состоянием, требующим определенной терапевтической коррекции и последующего наблюдения (и регулярных особых профилактических мер впредь). Каково же медицинское значение определения не «конституции», а врожденной предрасположенности к определенным заболеваниям? Оно состоит в том, что, если при лечении человека с врожденно сбалансированными регуляторными подсистемами требуется, прежде всего, устранение причины болезни и достаточно мало дополнительных мер, то при лечении человека с врожденной предрасположенностью к определенному классу заболеваний необходимо все время предпринимать дополнительные меры, чтобы в ходе лечения не вызвать новых заболеваний.

В аюрведе соматотипические признаки не есть некая «данность» для самолюбования, но лишь вспомогательные диагностические признаки, позволяющие учесть необходимые дополнительные факторы при лечении того или иного заболевания у данного пациента.

«Аштанга-санграха» и «Аштанга-хридая-самхита», в отличие от «Чарака-самхиты», построены именно как учебники, а не как компендиумы и библиотеки стенограмм врачебных консилиумов (а именно такова «Чарака-самхита»), а поэтому они позволяют себе некоторые упрощения, апеллирующие к обиходному врачебному употреблению. Поэтому в них «типические патологические врожденные склонности» все-таки обозначены термином «пракрити» (теперь мы уже знаем, с какими оговорками это можно делать).

Вот что «Аштанга-санграха» (1.1.25) говорит о врожденном характере предрасположенностей к развитию патогенеза по определенному маршруту (т.е. о более легкой поражаемости той или иной подсистемы, в сравнении с остальными):

[Выделяют] три (tisraḥ) степени врожденной болезненности (prakṛti) [пациентов] (степени врожденного здоровья и его устойчивости), на основании [баланса] этих (taeḥ) [дош в зародыше и в формирующемся плоде], определяемого [пропорцией дош] в отцовском (çukra) и материнском (ārtava) генетическом материале, т.е. с момента зачатия (janma-ādi). [Это] подобно (iva) тому, как ядовитое насекомое или червь (viṣa-kṛmi) [с самого начала привыкает к умеренному количеству собственного] яда (viṣa) [присутствующего в его теле, ибо формировалось оно уже вместе с ним].
[Выделяют три] отдельных (pṛthak) степени врожденной невосприимчивости к болезням (prakṛti) — слабую степень (hīna) [невосприимчивости, т.е. высокую болезненность], среднюю степень (madhya) [невосприимчивости] и высокую степень (uttama) [невосприимчивости, т.е. крайне низкую болезненность]. Среди них, наилучшая (çrēṣṭha) среди всех (samasta) [пракрити] — когда [три] доши (dhātu) [врожденно] сбалансированны (sama); средняя — когда лишь одна доша преобладает, т.е. обладает повышенной раздражимостью; наихудшей (nindya) [же является пракрити], порожденная (-ja) преобладанием сразу двух (dvi-) [высокораздражимых] дош (dōṣa).

çukrārtava-sthaeḥ janmādao viṣēṇa iva viṣa-kṛmēḥ |
taeḥ ca tisraḥ prakṛtayaḥ hīna-madhyōttamāḥ pṛthak |
sama-dhātuḥ samastāsu çrēṣṭhā nindyāḥ dvi-dōṣa-jāḥ ||

Из чего же состоят эти три класса «конституциональных типов»?
1) Первый, наилучший, представлен сбалансированным, или равнодошным, типом — [1] самадхату[-пракрити] (sama-dhātu). Здесь все три доши как подсистемы организма развиты соразмерно друг другу.
2) Второй, средний, представлен тремя однодошными пракритиватала, питтала и шлешмала (или, «в просторечии», [2] вата-пракрити, [3] питта-пракрити и [4] капха-пракрити).
3) Третий, наихудший, представлен тремя наиболее болезненными пракрити — [5] вата-питта-пракрити, [6] вата-капха-пракрити и [7] питта-капха-пракрити (кстати, именно они наиболее распространены в современной человеческой популяции, что, ввиду ее преимущественно противоестественного образа жизни, совершенно «естественно», т.е. закономерно).

Таким образом, у нас всего семь отдельных диагностически значимых пракрити, или сомато-метаболических (маршруто-селективных) типов восприимчивости к определенным классам болезней.

О важности предварительного определения физиологической восприимчивости пациента к заболеваниям говорит также и Чарака («Чарака-самхита», 1.7.39-40):

У некоторых (kē-cit) людей (mānava) еще с периода внутриутробного развития (garbha-ādi) все три регуляторные подсистемы (pitta-anila-kapha) уравновешены (sama).

[Однако часто] встречаются (dṛçyantē) и такие (kē-cit), у которых избыточно активна [и более легко расстраиваема] одна из подсистем — вата-доша (vātala), питта-доша (pittala) или (tathā) капха-доша (çlēṣmala) [или две из подсистем одновременно].

Среди них (tēṣām) первые (pūrvē) [т.е. самадошины] являются истинно здоровыми (anātura) [от природы людьми]. Остальные (vātala-ādya) же — ваталы и др. [т.е. экадошины и двидошины — от природы] болезненны, [то есть] постоянно (sadā) [чем-то] больны (ātura).

И именно (hi) [вот эта] их (ēṣām) [природная] восприимчивость (anuçayitā) и называется (ucyatē) [условно] телесной конституцией, или соматотипом (dēha-prakṛti).

sama-pittānila-kaphāḥ kē-cit garbhādi mānavāḥ |
dṛçyantē vātalāḥ kē-cit pittalāḥ çlēṣmalāḥ tathā ||
tēṣām anāturāḥ pūrvē vātalādyāḥ sadāturāḥ |
dōṣānuçayitā hi ēṣām dēha-prakṛtiḥ ucyatē ||

Prakriti

ИЛЛЮСТРАЦИЯ:

На прилагаемом рисунке показано, что во врожденных «конституциях» одна или две увеличенные (преобладающие) доши ОДНОВРЕМЕННО означают, что оставшиеся доши уменьшены (это уже сформировавшиеся и неизменные пропорции тела, несбалансированности которых можно противодействовать только функционально, т.е. восполняя функционал врожденно недостаточных дош и сдерживая функционал врожденно избыточных). Приобретенные же нарушения одной, двух или всех трех дош вполне могут развиваться независимо друг от друга (например, увеличение двух дош не ведет автоматически к немедленному уменьшению третьей) и выражаются не только в функциональных нарушениях, но и субстанциально (в пере- или недовыработке тех или иных веществ и специализированных групп клеток и в увеличении или уменьшении размеров различных частей тела, что приводит к нарушению врожденных пропорций). Именно в этом смысле врожденные «однодошные конституции» и «двудошные конституции» все равно означают состояние перманентной болезни (болезненности), т.е. такие люди не могут, оставаясь в своем «естественном» состоянии, быть при этом полностью здоровыми в функциональном смысле.

Поэтому только САМАДХАТУ является КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫМ ЗДОРОВЬЕМ и единственным полноценно здоровым состоянием (пракрити).

Однодошные и двудошные врожденные конституции являются формами КОНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ БОЛЕЗНИ, т.е. разновидностью врожденных (сахаджа и гарбхаджа) болезней (т.е. это не пракрити, а пракритавикрити). Шесть таких болезненных «конституций», таким образом, представляют собой не просто готовые болезненные состояния, но и предрасположенности к заболеваниям сопутствующих каждой из них классов (и к их трудноизлечимости). Вот как это выглядит:
1) однодошные «конституции» представляют собой склонности к болезням избытка одной преобладающей доши (средней степени тяжести) и болезням умеренного недостатка остальных двух дош (средней степени тяжести, но более легкоизлечимым).
2) двудошные «конституции» представляют собой склонности к болезням не только избытка каждой из преобладающих дош по отдельности (гораздо более трудноизлечимым), но и к болезням типа САНСАРГАДЖА, т.е. сочетанным двудошным же болезням (которые уже по определению являются более трудноизлечимыми). Кроме того, к болезням заметного недостатка оставшейся доши (тоже несколько более трудноизлечимым, чем в первом случае).

«Тридошная» же,  истинная здоровая конституция отнюдь не представляет собой, как могло бы показаться, «равного избытка трех дош», но лишь их умеренную, адекватную развитость, поскольку в противном случае конституция типа самадхату значила бы предрасположенность к самым тяжелым заболеваниям – САННИПАТАДЖА-рогам, т.е. болезням всех трех дош. А поскольку такие болезни, даже приобретенные, почти всегда неизлечимы, то если бы имелась врожденная предрасположенность к ним, будущий «пациент» умирал бы еще во время внутриутробного развития, при родах или вскоре после родов. Поэтому такой «конституции» даже в относительном виде быть не может.

Оставшиеся же виды болезней суть ПРИОБРЕТЕННЫЕ БОЛЕЗНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ (викрити) – приобретенные под воздействием различных факторов, начинающих действовать после завершения формирования плода (т.е. джатаджа, пидаджа, каладжа, прабхаваджа и свабхаваджа).

Приобретенные болезненные состояния лишь накладываются на врожденные, но никогда не могут их заменить. Поэтому только самадошин может «полностью сохранять (и возвращать) здоровье», эка— и двидошины могут только ВСЮ ЖИЗНЬ СОХРАНЯТЬ БДИТЕЛЬНОСТЬ и поддерживать специальные режимы, не дающие развиться серьезным патологиям.