Пракрити и викрити

 Рубрика: Основы аюрведы

Под редакцией Головинова А.Ю.

Введение

В данной статье рассматриваются такие понятия, как пракрити и викрити, составляющие фундамент всей аюрведической науки. Итак,

sarvaṃ dravyaṃ pāñcabhautikamasminnarthe

Чарака-самхита, Сутрастхана, 26.10

bhāutikaḥ kāyo doṣāśca kāyaḥ bhāutika doṣaḥ ca bhāutikaḥ

Расавайшешика, 1.68

pañcamahābhūtapratinidhayo’pi vātapittakāphāḥ

Бхутавибхагамадхьяям

Тело, как и все материальные субстанции, состоит из пяти первоэлементов. Вата, питта и капха, составляющие тело, сами состоят из пяти первоэлементов, из панчамахабхут.

vātapittakāphāḥ dehadhāraṇāddhātusaṃjñayā … tathāti deha-svāsthyānukūla-dharmavatūṃ roga-pratirodha-śaktim-atāñca yathocita-parimāṇa-sthitānāṃ samagra-śarīrāṃ-śatvena pariṇatānāṃ vātādinām-eva dhātūtvam

Бхутавибхагамадхьяям

vāyuḥ pittaṃ kapho doṣā (doṣaḥ) dhātavaśca malāstathā (malā matāḥ) tatrāpi paścadhā (pañcadhā) khyātāḥ pratyekaṃ dehadhāraṇāt

Шарнгадхара-самхита, 1.5.23

vātādayaḥ prakṛtāḥ śarīra-dhāraṇāt dhātu-saṃjñāḥ

Аштанга-самграха, Шарирастхана, 8.4

Вата, питта, капха называются дхату, потому что они поддерживают тело. В этом состоянии вата, питта и капха физиологически уравновешены, они поддерживают здоровье тела и его иммунитет (силу сопротивляться болезням). Термин дхату означает «то, что поддерживает и питает» (ḍu-dhātṛ; dhāraṇāt poṣaṇāt dhātavaḥ).

dūṣaṇa svabhāvatvāt doṣaḥ dūṣayantīti doṣāḥ

Аштанга-Хридаям, Сутрастхана, 1.6, комм. Арунадатты

prakṛtyārambhakatve sati duṣtikartṛtvaṃ doṣatvaṃ

Мадхава-нидана, 1.14, комм. Мадхукоша

vātapittakāphāḥ rasādidūṣaṇāddoṣasaṃjñayā … rogāraṃbhānukūla-dharmavatāṃ vṛddhi-hrāsagamana-śīlānāṃ tataśca dhātvātmaka-vātādikarma-vaiṣamya-karāṇāṃ tad-eka-deśa-rūpa-katipaya-śarīrāṃśānām-eva doṣatvam

Бхутавибхагамадхьяям

Вата, питта, капха называются доша, потому что они повреждают (например, телесные ткани). В этом состоянии вата, питта и капха увеличены или истощены, и склонны рождать в теле болезни. Термин доша означает «то, что портит или повреждает, или загрязняет» (duṣ-vāikṛta).

vātapittakāphāḥ srotasāmmalinīkāraṇānmalasaṃjñayā cābhihitāḥ … evaṃ maraṇānukūla-dharmavatāmati-kopam-āpannānāṃ śodhana-mātra-sādhyānām-asādhyānāṃ vā doṣāṇām-eva mala-tvañcāṅgīkṛtam-iti vijñeyam

Бхутавибхагамадхьяям

Вата, питта, капха называются мала, потому что они засоряют телесные каналы. Это болезненное состояние может быть как излечимым, так и неизлечимым. В первом случае лечение возможно только при помощи очистительной терапии (шодхана), во втором случае болезнь может привести к смерти. Термин мала означает «то, что засоряет или что вызывает утомление, подавленность, слабость» (malinīkaraṇāt malaḥ  от корня mlai).

dvi-vidhā vātādayaḥ prakṛtāḥ vaikṛtāśca

Аштанга-самграха, Шарирастхана, 8.4

Вата-, питта- и капха-доша делятся на две (функциональные) группы: пракрити-доши, выполняющие физиологические функции, и викрити-доши, выполняющие патологические функции.

Определение пракрити и викрити

prakṛtiḥ śarīrasvarūpam

Аштанга-хридаям, Сутрастхана, 1.10, комм. Арунадатты

Пракрити – это уникальное индивидуальное неизменное устройство тела.

prakṛtirnāma janmamaraṇāntarālabhāvinī garbhāvakrāntisamaye svakaraṇodrekajanitā nirvikāriṇī doṣasthitiḥ

Расавайшешика, 1.6, комм. Нарасимхи

Уникальная комбинация дош, неизменная от рождения до смерти, проявленная с момента оплодотворения яйцеклетки в результате влияния различных причинных факторов, называется пракрити.

śukrāsṛg-garbhiṇī-bhojya-ceṣṭā-garbhāśayartuṣu yaḥ syād doṣo ‘dhikas tena prakṛtiḥ sapta-dhoditā

Аштанга-хридаям,Шарирастхана, 3.83

śukraśoṇitasaṃyoge yo bhaveddoṣa utkaṭaḥ prakṛtirjāyate tena tasyā me lakṣaṇaṃ śṛṇu

Сушрута-самхита, Шарирастхана, 4.63

tadyathā śukraśoṇitaprakṛtiṃ, kālagarbhāśayaprakṛtiṃ, āturāhāravihāraprakṛtiṃ, mahābhūtavikāraprakṛtiṃ ca garbhaśarīramapēkṣate

Чарака-самхита, Виманастхана, 8.95

māturāhāravihārau tatkālīnau yaddoṣakaraṇasvabhāvau, sā ca prakṛtirgarbhaśarīre bhavati

Чарака-cамхита, Виманастхана, 8.95, комм. Чакрапанидатты

На формирование пракрити влияют следующие факторы: преобладание дош в семени, в яйцеклетке, в теле беременной, в её питании и поведении, в её матке, в периоде овуляции, в сезоне. Результирующее влияние всех этих факторов в момент оплодотворения и формирует пракрити. То есть, кроме качеств семени и яйцеклетки, на пракрити ребёнка влияет состояние дош в матке женщины, её питание и поведение на момент оплодотворения, а также период овуляции и сезон года, в который происходит оплодотворение. В момент оплодотворения закладывается генотип человека, в период внутриутробного развития – его фенотип. По причине неизменности дош в пракрити генетические заболевания неизлечимы.

prakopo vā ‘nyathābhāvo kśayo vā nopajāyate prakṛtīniṃ

Сушрута-cамхита, Шарирастхана, 4.78

Для пракрити-дош нет ни изменённого состояния, ни состояния избытка (чайя) или возбуждения (копа), ни состояния истощения (кшайя). Пракрити-доши не принимают непосредственного участия в зарождении болезней.

svaṃ ca viṣaṃ viṣavataṃ doṣāṇāṃ cābhyavahāraḥ sātmyānām svaṃ viṣaṃ kāyasya tadbhāvitatvāt viṣavatāṃ vikārāya na bhavanti

Расавайшешика, 1.22

viṣajāto yathā kīṭo na viṣeṇa vipadyate tadvatprakṛtayo martyaṃ śaknuvanti na bādhitum

Сушрута-самхита, Шарирастхана, 4.79

Пракрити-доши не причиняют вреда телу, а наоборот, поддерживают жизнь, поскольку тело обусловлено ими с рождения (сахаджа). Подобно тому, как ядовитые черви не погибают от своего яда, так как с ним рождены.

vaikṛtāstu garbhādabhiniḥ sṛtasya-āhārarasasya malāḥ saṃbhavanti kālādivaśena svapramāṇa-vṛddhi-kṣaya-yogāt-dehamanugṛhya dūṣayanti

Аштанга-самграха, Шарирастхана, 8.4-5

Викрити-доши – это малы, которые проявляются с внутриутробной жизни и циркулируют в питательных соках тела. Под влиянием времени, сезонов и других факторов они (викрити-доши) либо пребывают в количественной норме, либо уменьшаются, либо увеличиваются, и таким образом, поддерживают тело или повреждают его. Само понятие викрити указывает на изменения, которые происходят с дошами, главным образом, когда они увеличиваются, возбуждаются и покидают места своей естественной локализации.

Определение здоровья и болезни

rogas tu doṣa-vaiṣamyaṃ doṣa-sāmyam a-roga-tā

Аштанга-хридаям, Сутрастхана, 1.20

sukhasañjñakamārogyaṁ, vikāro duḥkhameva ca

Чарака-самхита, Сутрастхана, 9.4

Болезнь есть доша-вайшамья, а здоровье – доша-самья. Здоровье – это счастье, а болезнь – страдание.

samatvamavasthānaṃ svakarmasu samatvaṃ svakarmasu avasthānaṃ bhavati

Расавайшешика, 1.80

samāḥ svaṁ karma kurvate

Чарака-самхита, Сутрастхана, 17.62

Доша-самья (равновесие, баланс дош) – это состояние, в котором вата, питта и капха выполняют свои естественные функции, [пребывая в количественной, функциональной и качественной норме, индивидуальной для каждого человека].

doṣādīnāṃ yadvaiṣamyaṃ hīnādhikabhāvaḥ svakarmānumeyaḥ tadeva rogaḥ

Аштанга-хридаям, Сутрастхана, 1.20, комм. Вакхьяпрадипика

nanu, rātridinabhojanānāṁ tāsu tāsvavasthāsu śleṣmaprakopādinā nityaṁ dhātuvaiṣamyamasti, tatkuto dhātusāmyamityāha

Чарака-самхита, Сутрастхана, 9.4, комм. Чакрапанидатты

kṣīṇānāṁ prakṛtiliṅgakṣayavyatiriktaṁ vikārakartr̥tvaṁ nāstīti darśayati; yato vṛddhā unmārgagāmino doṣā dūṣyaṁ dūṣayanto jvarādīn kurvanti na kṣīṇāḥ, svayameva duḥsthitatvāt

Чарака-самхита, Сутрастхана, 17.62, комм. Чакрапанидатты

Доша-вайшамья (неравновесие, дисбаланс дош) – это состояние, при котором вата, питта или капха пребывают в избытке или истощении, что определяется по соответствующему неестественному функционированию дош. Доша-вайшамья указывает на викрити. Это состояние болезни. Фактически, викрити-доши периодически приходят в избыток (чайя) под влиянием как внутренних, так и внешних факторов (например, под влиянием времени суток, времён года, стадий жизни, стадий пищеварения). При этом, если подобные отклонения дош от физиологической нормы незначительны и не вызывают зарождения болезни, это также считается состоянием доша-самья (равновесием дош). Именно доши в состоянии избытка (чайя) и возбуждения (копа), выходя за пределы естественной локализации, повреждают ткани, рождая болезни. Доши в состоянии истощения (кшайя) не обладают для этого такой силой. Признаки увеличения (вриддхи) или истощения (кшайя) дош, а также их физиологические нормы подробно описаны в Аштанга-хридаям (Сутрастхана, глава 11, стихи 1-16); а также в Чарака-самхите (Сутрастхана, глава 17, стихи 45-61).

Чему следовать?

Понимание правильного образа жизни и питания невозможно без понимания своей природы, своей пракрити. Почему?! Знание пракрити – это знание рамок своего здоровья.

Приведу пример. Конституция с преобладанием вата-доши. Преобладающее влияние любой из дош в пракрити человека показывает, что его врождённая конституция ущербна (ниндья), поскольку конституции с преобладанием одной или двух дош ущербны:

dṛśyante vātalāḥ kecitpittalāḥ śleṣmalāstathā … vātalādyāḥ sadāturāḥ

Чарака-самхита, Сутрастхана, 7.39-40

nindyā dvi-doṣa-jāḥ

Аштанга-хридаям, Сутрастхана, 1.10

Важно понять, что вата-пракрити показывает не на конституциональный избыток (чайя) вата-доши, а на ущербность питта- и капха-дош, которую необходимо постоянно компенсировать.

А кажущиеся «дефекты» (например, сухость тела, склонная к образованию трещин кожа) – лишь черты естественного телесного устройства человека с вата-пракрити. Эти черты будут проявляться на протяжении всей жизни, не важно при этом, будет ли он болен или здоров. При этом, он будет постоянно страдать (садатура) из-за подобных «дефектов». Если вдобавок он будет питаться преимущественно лёгкой, сухой, холодной пищей, вести подвижный образ жизни, другими словами, рождая всё больше вата-доша викрити, это приведёт к болезням.

Поэтому предписанные для него образ жизни, питание и лекарства должны действовать против вата-доши, усиливать питта- и капха-дошу. Например, размеренный образ жизни, горячая, маслянистая (жирная) пища – будут поддерживать у него состояние доша-самья.

Здоровое питание и поведение, таким образом, должны компенсировать природную ущербность конституции.

Хочется подчеркнуть, что пракрити, будучи врождённой, охватывает всю личность, включая анатомические, физиологические, психологические и поведенческие доминанты.

Ущербность пракрити нельзя полностью устранить. Например, если в конституции преобладает питта-доша, а вата и капха ущербны, склонности к питта-патологиям в теле (например, склонность к гиперметаболизму), в уме (например, гневливость, острая, иногда едкая речь), в чувствах (например, страстность натуры) – при наличии питта-викрити – можно лишь контролировать, но не искоренить.

Да, патологические склонности пракрити могут быть усугублены до болезненного состояния. Например, склонность к гиперметаболизму у питта-пракрити при питании преимущественно кислой, острой пищей (питта-доша викрити) может стать причиной появления тикшна-агни – разновидности патологического пищеварения, характерными симптомами которого могут быть чувство жара, жжение и сухость в горле, на губах (Сушрута-самхита, Сутрастхана, 35.24). Тикшна-агни в данном случае излечим, однако склонность питта-пракрити к нему (при наличии сопутствующих викрити-факторов) устранить невозможно, её лишь можно держать под контролем посредством питания, образа жизни и лекарств, действующих против питта-доши.


* Подробное описание пракрити можно найти в нашей статье «Пракрити. Описание Вагбхаты»

Ещё разъяснения на ту же тему.

Рекомендованные публикации
Комментариев: 17
  • Rasika
    Ответить

    Здраствуйте. Немного запутался.
    Получается баланс три-доша для каждого человека индивидуальный? Можно поподробней освятить этот момент?

  • Сергей Нарожный
    Ответить

    Да, здоровье, доша-самья носит индивидуальный характер. Мы все устроены уникально, потому у всех не может быть одинакового уровня здоровья.

    Ещё раз повторю мысли из статьи: следует понимать свою врождённую природу и, исходя из этого, правильно поддерживать своё индивидуальное состояние здоровья, доша-самья.

  • Rasika
    Ответить

    Т.е. доша-самья отличается от пракрити ? Как же тогда определиться это индивидуальное состояние здоровья?

  • Сергей Нарожный
    Ответить

    Доша-самья – это не пракрити!!! В статье эти вопросы разъясняются.

  • Анатолий
    Ответить

    А можно, для непонятливых, разжевать этот момент? Т.к. из текста статьи не понятен момент различия пракрити и доша-самйя.
    Попробую сам, как понимаю: пракрити – соотношение дош на момент зачатия, но оно может быть изначально болезненным. А доша-самйя – это состояние дош, когда они находятся в равновесии, т.е. не влекут за собой болезненное состояние, и это состояние дош может быть отличным и от викрити (само-собой) и от пракрити. Так получается?
    В итоге человеку нужно найти то уникальное соотношение дош, когда они оказываются в состоянии доша-самйя? А как узнать это соотношение, если в известно только викрити и пракрити человека и неизвестно при этом было ли пракрити – состоянием здоровья? Или пракрити – это то максимальное состояние здоровья человека, которое он может достичь в этой жизни, в соответствии с кармическими заслугами либо кармической задачей на эту жизнь?

  • Сергей Нарожный
    Ответить

    Пракрити – это пракрити. И да, она указывает на рамки здоровья, на ущербность телесного устройства от рождения. Путь к доша-самье начинается с выяснения пракрити, а не викрити.

  • Слава
    Ответить

    Как определить пракрити если я обладаю признаками всех трех дош??

  • Сергей Нарожный
    Ответить

    Определение пракрити как раз и заключается в выявлении признаков врождённо преобладающих доша. Или речь о самадхату пракрити?

  • Ответить

    спасибо, хорошая статья. Прояснила некоторые непонятные для меня моменты.

  • Игорь
    Ответить

    Скажите пожалуйста, сильное истощение тканей (дистрофия) по причине долгого сыроедения и приобретенного манда-агни при изначальной конституции КАПХА – это в итоге болезнь Ваты? Лечится диетой для Вата доши? Т.к. если соблюдать диету для Капхи (которая рекомендуется при манда агни) то ткани еще больше будут истощаться, всё верно?

  • Сергей Нарожный
    Ответить

    Игорь, если с мандагни и капха пракрити питаться по диете для вата-доша, то мандагни только усилится из-за тяжёлых маслянистых продуктов при вата диете. Лечите мандагни и питайтесь по конституции.

  • Ксения
    Ответить

    Подскажите пожалуйста, если викрити вата-питта, а пракрити питта-капха, каким рекомендациям по питанию и поведению в первую очередь следовать? Что в приоритете для обретения баланса? В данном сочетании очевидно,что питту нужно уменьшать, а как быть с вата и капха дошами? Достаточно ли лекарственных аюрведических препаратов уменьшаюших капха дошу, и при этом придерживаться диеты вата-питта? Или все же следует соблюдать диету для капха доша?…Благодарю за ответ.

    • Сергей Нарожный
      Ответить

      Помимо лекарственной терапии, должна быть назначена скорректированная питта-капха диета, с учётом болезни (викрити), возраста, пола, силы и пр.

  • Анастасия
    Ответить

    Добрый день. Не могли бы вы развеять мои сомнения? Не раз перечитывала вашу статью, кое-что прочла еще в интернете и у меня сложилась такая картина.
    Пракрити — это сугубо индивидуальное состояние дош, которое нам дано при рождении. Изменить мы его не можем. Но, зная «Пракрити», мы можем знать какая доша выходит из равновесия и тем самым можем подготовить себя к тому, каких неполадок в организме нам стоит ожидать.
    Викрити — это состояние дош на текущий момент. Т.е. под влиянием каких-либо факторов наше врожденное состояние дош, т.е. Пракрити, может измениться — это уже и называется «Викрити».

    Из вашей статьи следует следующее — чтобы быть здоровым необходимо стремиться к «Доша-самья». Цитирую статью: «Доша-самья — равновесие, баланс дош, т.е. здоровье.

    Состояние, в котором вата, питта и капха выполняют свои естественные функции (пребывая в количественной, функциональной и качественной норме, индивидуальной для каждого человека)».

    ВОПРОС: Что значит «естественные функции…индивидуальные для каждого человека»? Такие индивидуальные функции у каждого человека заложены в «Пракрити». Тогда получается, что нужно стремиться поддерживать всю жизнь состояние дош, которое характерно для нашего «Пракрити», чтобы быть здоровым?

    Или же все-таки речь идет о равновесии всех трёх дош, к которому нужно стремиться, несмотря на «Пракрити»?

    У меня сейчас вся загвоздка в понимании: что считать балансом в «Доша-самья»? Либо мое состояние «Пракрити» — это и есть мой, так называемый, баланс дош (у меня «питта-капха»)? Или все-таки баланс дош — это баланс всех трёх дош, к которому нужно стремиться, независимо от «Пракрити»?

    Буду благодарна за ответ, т.к. не могу разобраться сама…

  • Сергей Нарожный
    Ответить

    Анастасия, доша-самья – это ни то, ни другое. Понять эту тему терминологически лучше всего при чтении санскрита оригинала.

    Для того, чтобы поддерживать викрити-доши в состоянии физиологической нормы Вам, с питта-капха пракрити, следует придерживаться питания и поведения, которое устраняет избытки питта- и капха-доши, т.е. действовать, в основном, против их естественного увеличения под влиянием питания, поведения, времени, сезонов, болезней и мн.др.

    Тогда все доша будут выполнять свои функции корректно (о том, что это такое, рассказывается в АХС Су 11.1-16), и Вы будете здоровы.

    • Анастасия
      Ответить

      Спасибо, большое, за ответ)

  • Алена
    Ответить

    Добрый вечер Помогите разобраться. Мой тип – Вата-доша. У меня гипотериоз, а он является заболеванием Капхи-доши (т.е. Капха повышена, верно? или понижена при этой болезни?). Вопрос: на что мне нужно направить свои действия для восстановления нормального состояния? Боюсь что-то сделать с Ватой не то, т.к. рекомендации при гипотериозе одни (есть острое, горькое, активный образ жизни, даже поголодать полезно, меньше спать), а для Ваты – другое (вкусы-сладкий, кислый, соленый; упражнения – не перенапрягаться; много спать, есть 4 раза в день).

Оставьте комментарий