Текст Аштанга-хридаям гласит (Сутрастхана, глава 8, стихи 34-39):

miśraṃ pathyam apathyaṃ ca bhuktaṃ samaśanaṃ matam || 33 ||
vidyād adhyaśanaṃ bhūyo bhuktasyopari bhojanam |
akāle bahu cālpaṃ vā bhuktaṃ tu viṣamāśanam || 34 ||
trīṇy apy etāni mṛtyuṃ vā ghorān vyādhīn sṛjanti vā |
kāle sātmyaṃ śuci hitaṃ snigdhoṣṇaṃ laghu tan-manāḥ || 35 ||
ṣaḍ-rasaṃ madhura-prāyaṃ nāti-druta-vilambitam |
snātaḥ kṣud-vān vivikta-stho dhauta-pāda-karānanaḥ || 36 ||
tarpayitvā pitrin devān atithīn bālakān gurūn |
pratyavekṣya tiraśco ‘pi pratipanna-parigrahān || 37 ||
samīkṣya samyag ātmānam a-nindann a-bruvan dravam |
iṣṭam iṣṭaiḥ sahāśnīyāc chuci-bhakta-janāhṛtam || 38 ||
bhojanaṃ tṛṇa-keśādi-juṣṭam uṣṇī-kṛtaṃ punaḥ |
śākāvarānna-bhūyiṣṭham aty-uṣṇa-lavaṇaṃ tyajet || 39 ||

Три вредные привычки питания – cмешивание полезной и неполезной пищи, употребление пищи до того, как усвоена предыдущая пища, несоблюдение надлежащего количества (переедание или недоедание) и времени приёма пищи (несвоевременное питание) – могут обернуться смертью, [или] страшной болезнью.

[Пищу следует принимать] вовремя. [Она должна быть] привычной, чистой, полезной (соответствующей конституции и пр.), маслянистой/влажной, горячей, лёгкой и приятной уму, а также полужидкой. [Каждый приём пищи должен включать] шесть вкусов, с преобладанием сладкого, и происходить не слишком быстро, [или] медленно.

Искупавшись, проголодавшись, помыв руки, стопы, лицо, предварительно сделав подношение божествам, накормив старших, гостей, детей, наставников, не оставив без внимания также и тех, кто прислуживает или просто содержится в доме (например, домашние животные), всецело изучив себя (своё тело и ум), пребывая в уединённом месте, можно приступать к еде, без оскорблений и молча.

Готовить и подавать пищу разрешается чистым, дружественным к вам людям. Принимать пищу рекомендуется в компании любимых (близких) людей. Пищу, содержащую траву, волосы, повторно разогретую, очень горячую или пересоленную, [или] состоящую в основном из овощей или низшего зерна1, следует отвергнуть.

Чарака-самхита, Виманастхана, глава 1, добавляет:

ajalpannahasan tanmanā jalpato hasato ‘nyamanasa vā bhuñjānasya… || 25.9 ||

Не следует разговаривать или смеяться во время приёма пищи, или отвлекаться на другие предметы.

Все приведённые выше рекомендации следует рассматривать вместе; это называется упайога-самстха (свод правил потребления пищи). Немного дальше по тексту мы видим разъяснения относительно того, что может считаться правильным временем приёма пищи (Аштанга-хридаям, Сутрастхана, глава 8, стихи 55):

prasṛṣṭe viṇ-mūtre hdi su-vi-male doṣe sva-patha-ge || 55c ||
viśuddhe codgāre kṣud-upagamane vāte ‘nusarati || 55d ||
tathāgnāv udrikte viśada-karaṇe dehe ca su-laghau || 55e ||
prayuñjītāhāraṃ vidhi-niyamitaṃ kālaḥ sa hi mataḥ || 55f ||

[Когда] произошло опорожнение кишечника и мочевого пузыря2, сердце (очень) чистое3, доши движутся в своих естественных маршрутах, отрыжка чиста и подошёл голод, отхождение воздуха (газов) происходит естественно, тогда агни (пищеварительный огонь) усиливается, создаёт ясность и (достаточную) лёгкость в теле, – такое время с уверенностью можно считать (лучшим, подходящим) для приёма пищи.

Сформированная таким образом привычка принимать пищу примерно в одно и то же время будет поддерживать нормальное функционирование дош и агни в процессе пищеварения.

Также следует правильно подобрать количество принимаемой еды, поскольку лишь в этом случае она будет питать тело, давать ему силу, оджас и поддерживать агни.

Количество принимаемой пищи зависит от соответствующих качеств продуктов: их тяжести или лёгкости. Тяжёлых продуктов рекомендуется съедать лишь наполовину от уровня полного насыщения, лёгких продуктов – не до полного насыщения (Аштанга-хридаям, Сутрастхана, 8.2). Скудное питание – фактор возникновения любых вата-заболеваний. Переедание, в свою очередь, быстро выводит все доши из равновесия, побуждая аму (не до конца переваренную пищу) смешиваться с вновь принятой пищей, что в целом отрицательно влияет на весь дальнейший процесс пищеварения и тканевого метаболизма, и, в случае регулярного повторения, может привести ко многим тяжёлым патологическим состояниям.

Образование амы – это результат не только переедания (далее текст той же главы, стихи 32-33а). К этому также приводит:

dviṣṭa-viṣṭambhi-dagdhāma-guru-rūkṣa-hima-aśuci |
vidāhi śuṣkam aty-ambu-plutaṃ cānnaṃ na jīryati || 32 ||
upataptena bhuktaṃ ca śoka-krodha-kṣud-ādibhiḥ |

Пища, вызывающая отвращение, вызывающая застой в кишечнике, переваренная/подгоревшая пища, недоваренная пища, пища тяжёлая, сушащая, холодная, нечистая (смешанная, загрязнённая), вызывающая жжение [в желудке], сухая пища, [или] чрезмерно пропитанная/разбавленная водой – такая пища не будет переварена должным образом. То же самое происходит, когда пища принимается в состоянии печали, гнева, патологического голода и т.д.

Заполнять желудок пищей следует лишь наполовину, жидкостью – на одну четверть. В начале приёма пищи употребляются тяжёлые, сладкие, жирные, твёрдые, тяжело переваривающиеся и охлаждающие продукты. В конце – противоположные им по качествам: горькие, острые, вяжущие, согревающие. В середине приёма пищи следует принимать выражено солёные и/или кислые продукты (Аштанга-хидаям, Сутрастхана, 8.45-47).

Признаки присутствия амы указываются в Аштанга-хридаям через несколько глав, в 13-й главе Сутрастханы:

srotorodhabalabhraṃśagauravānilamūḍhatāḥ || 23 ||
ālasyāpaktiniṣṭhīvamalasaṅgāruciklamāḥ |
……………………………….nirāmāṇāṃ viparyayaḥ || 24 ||

Блокировка каналов (препятствующая питанию тканей тела), потеря сил, тяжесть, патологии вата-доши, усталость без нагрузки, несварение, избыточное слюноотделение, запор, потеря аппетита, слабость. Противоположные признаки говорят об отсутствии амы.

Следует иметь в виду, что регулярный приём несовместимых комбинаций продуктов – вируддха ахара – способен существенно навредить здоровью. Несовместимая пища сравнивается в Аштанга-хридаям с ядом. Вируддха ахара на самом деле – весьма широкое понятие. Так, Чарака-самхита (Сутрастхана, 26.86-101) выделяет 17 групп несовместимых пищевых комбинаций, например:

  • несовместимые по расапанчаке (раса, гуна, вирья, випака, прабхава параспара вируддха);
  • несовместимые по действию (карма вируддха);
  • несовместимые по процессу приготовления (самскара вируддха);
  • несовместимые в определённой комбинации (самйога вируддха);
  • несовместимые в одинаковом количестве (матра вируддха);
  • несовместимые со временем года или временем дня/ночи (кала вируддха);
  • несовместимые с индивидуальными параметрами тела (деха дхату вируддха) и другие.

Несовместимы: кислые продукты и молоко, кислые фрукты и молоко, овощи наподобие редиса и молоко, рыба или свинина и молоко; кисломолочные продукты с бананами или курицей. Мёд, гхи, масло и вода – употребление двух, трёх или всех из них в одинаковом количестве – несовместимая комбинация. Употребление холодной и сухой пищи зимой, или, например, употребление непривычной пищи – это также вируддха.

Однако, несмотря на то, что вируддха ахара, употребление несовместимых комбинаций продуктов, фактически – яд, это не приносит вреда тем, кто молод, кто регулярно физически упражняется, у кого несухое сильное тело, сильный агни. Точно так же вируддха ахара не приносит существенного вреда здоровью того, кто приспособился к подобной несовместимой пище или употребляет её в незначительном количестве (Аштанга-хридаям, Сутрастхана, 7.47).

Сразу после еды не следует принимать ванну, выполнять физические или ментальные упражнения, бегать, петь, плавать и др. После приёма пищи Сушрута советует немного передохнуть, до исчезновения чувства дремоты, затем немного пройтись, и/или послушать, посмотреть что-то приятное, радующее ум. Эти действия весьма способствуют процессу пищеварения (Сушрута-самхита, Сутрастхана, 46.486-489).

Для регулярного употребления рекомендуются следующие продукты: рис, пшеница, ячмень, мясо животных класса джангала, плоды харитаки, амалаки, виноград, бобы мунг (мунг-дал, зелёный маш), топлёное масло, молоко, мёд, очищенный сахар, соль саиндхава, гранат, и другие продукты, поддерживающие здоровье и устраняющие болезнь (svāsthya-anuvṛtti-kṛt ca roga-uccheda-kara ca).

Не рекомендуются к регулярному употреблению: простокваша, кефир, йогурт и подобные продукты, творог, сыр, продукты с выраженной щелочной или кислой реакцией, уксус, ферментированные продукты, мясо истощённых животных, высушенное мясо, свинина, говядина, баранина, буйволятина, рыба, урад-дал (чёрный маш), гиацинтовые бобы, мучные изделия, проростки, сухие овощи, сахар-сырец и др. (Аштанга-хридаям, Сутрастхана, 8.40-44).


Сноски:

1Термин авара анна указывает на низшее зерно (например, просо, гречка и др.), а также на некоторые нежелательные для употребления бобовые, стручковые растения (например, горох посевной, урад дал и др.). Комментарий «Падартха-чандрика» Чандрананданы говорит, что рекомендация отвергнуть пищу, состоящую только из овощей или авара анны, указывает на то, что в каждом приёме пищи желательны высшие зерновые (по аюрведической классификации), такие как рис, пшеница, ячмень и пр.

2Это означает, что не следует приступать к приёму пищи, если есть позывы к мочеиспусканию или дефекации. Эти позывы следует удовлетворить до начала приёма пищи.

3Данное утверждение трактуется двояко – как эмоциональное равновесие и как пустота желудка, когда предварительно съеденная пища полностью покинула желудок.