Текст Аштанга-хридаям гласит (Сутрастхана, глава 8, стихи 34-39):
miśraṃ pathyam apathyaṃ ca bhuktaṃ samaśanaṃ matam || 33 ||
vidyād adhyaśanaṃ bhūyo bhuktasyopari bhojanam |
akāle bahu cālpaṃ vā bhuktaṃ tu viṣamāśanam || 34 ||
trīṇy apy etāni mṛtyuṃ vā ghorān vyādhīn sṛjanti vā |
kāle sātmyaṃ śuci hitaṃ snigdhoṣṇaṃ laghu tan-manāḥ || 35 ||
ṣaḍ-rasaṃ madhura-prāyaṃ nāti-druta-vilambitam |
snātaḥ kṣud-vān vivikta-stho dhauta-pāda-karānanaḥ || 36 ||
tarpayitvā pitrin devān atithīn bālakān gurūn |
pratyavekṣya tiraśco ‘pi pratipanna-parigrahān || 37 ||
samīkṣya samyag ātmānam a-nindann a-bruvan dravam |
iṣṭam iṣṭaiḥ sahāśnīyāc chuci-bhakta-janāhṛtam || 38 ||
bhojanaṃ tṛṇa-keśādi-juṣṭam uṣṇī-kṛtaṃ punaḥ |
śākāvarānna-bhūyiṣṭham aty-uṣṇa-lavaṇaṃ tyajet || 39 ||
Три вредные привычки питания – cмешивание полезной и неполезной пищи, употребление пищи до того, как усвоена предыдущая пища, несоблюдение надлежащего количества (переедание или недоедание) и времени приёма пищи (несвоевременное питание) – могут обернуться смертью, [или] страшной болезнью.
[Пищу следует принимать] вовремя. [Она должна быть] привычной, чистой, полезной (соответствующей конституции и пр.), маслянистой/влажной, горячей, лёгкой и приятной уму, а также полужидкой. [Каждый приём пищи должен включать] шесть вкусов, с преобладанием сладкого, и происходить не слишком быстро, [или] медленно.
Искупавшись, проголодавшись, помыв руки, стопы, лицо, предварительно сделав подношение божествам, накормив старших, гостей, детей, наставников, не оставив без внимания также и тех, кто прислуживает или просто содержится в доме (например, домашние животные), всецело изучив себя (своё тело и ум), пребывая в уединённом месте, можно приступать к еде, без оскорблений и молча.
Готовить и подавать пищу разрешается чистым, дружественным к вам людям. Принимать пищу рекомендуется в компании любимых (близких) людей. Пищу, содержащую траву, волосы, повторно разогретую, очень горячую или пересоленную, [или] состоящую в основном из овощей или низшего зерна1, следует отвергнуть.
Чарака-самхита, Виманастхана, глава 1, добавляет:
ajalpannahasan tanmanā jalpato hasato ‘nyamanasa vā bhuñjānasya… || 25.9 ||
Не следует разговаривать или смеяться во время приёма пищи, или отвлекаться на другие предметы.
Все приведённые выше рекомендации следует рассматривать вместе; это называется упайога-самстха (свод правил потребления пищи). Немного дальше по тексту мы видим разъяснения относительно того, что может считаться правильным временем приёма пищи (Аштанга-хридаям, Сутрастхана, глава 8, стихи 55):
prasṛṣṭe viṇ-mūtre hṛdi su-vi-male doṣe sva-patha-ge || 55c ||
viśuddhe codgāre kṣud-upagamane vāte ‘nusarati || 55d ||
tathāgnāv udrikte viśada-karaṇe dehe ca su-laghau || 55e ||
prayuñjītāhāraṃ vidhi-niyamitaṃ kālaḥ sa hi mataḥ || 55f ||
[Когда] произошло опорожнение кишечника и мочевого пузыря2, сердце (очень) чистое3, доши движутся в своих естественных маршрутах, отрыжка чиста и подошёл голод, отхождение воздуха (газов) происходит естественно, тогда агни (пищеварительный огонь) усиливается, создаёт ясность и (достаточную) лёгкость в теле, – такое время с уверенностью можно считать (лучшим, подходящим) для приёма пищи.
Сформированная таким образом привычка принимать пищу примерно в одно и то же время будет поддерживать нормальное функционирование дош и агни в процессе пищеварения.
Также следует правильно подобрать количество принимаемой еды, поскольку лишь в этом случае она будет питать тело, давать ему силу, оджас и поддерживать агни.
Количество принимаемой пищи зависит от соответствующих качеств продуктов: их тяжести или лёгкости. Тяжёлых продуктов рекомендуется съедать лишь наполовину от уровня полного насыщения, лёгких продуктов – не до полного насыщения (Аштанга-хридаям, Сутрастхана, 8.2). Скудное питание – фактор возникновения любых вата-заболеваний. Переедание, в свою очередь, быстро выводит все доши из равновесия, побуждая аму (не до конца переваренную пищу) смешиваться с вновь принятой пищей, что в целом отрицательно влияет на весь дальнейший процесс пищеварения и тканевого метаболизма, и, в случае регулярного повторения, может привести ко многим тяжёлым патологическим состояниям.
Образование амы – это результат не только переедания (далее текст той же главы, стихи 32-33а). К этому также приводит:
dviṣṭa-viṣṭambhi-dagdhāma-guru-rūkṣa-hima-aśuci |
vidāhi śuṣkam aty-ambu-plutaṃ cānnaṃ na jīryati || 32 ||
upataptena bhuktaṃ ca śoka-krodha-kṣud-ādibhiḥ |
Пища, вызывающая отвращение, вызывающая застой в кишечнике, переваренная/подгоревшая пища, недоваренная пища, пища тяжёлая, сушащая, холодная, нечистая (смешанная, загрязнённая), вызывающая жжение [в желудке], сухая пища, [или] чрезмерно пропитанная/разбавленная водой – такая пища не будет переварена должным образом. То же самое происходит, когда пища принимается в состоянии печали, гнева, патологического голода и т.д.
Заполнять желудок пищей следует лишь наполовину, жидкостью – на одну четверть. В начале приёма пищи употребляются тяжёлые, сладкие, жирные, твёрдые, тяжело переваривающиеся и охлаждающие продукты. В конце – противоположные им по качествам: горькие, острые, вяжущие, согревающие. В середине приёма пищи следует принимать выражено солёные и/или кислые продукты (Аштанга-хидаям, Сутрастхана, 8.45-47).
Признаки присутствия амы указываются в Аштанга-хридаям через несколько глав, в 13-й главе Сутрастханы:
srotorodhabalabhraṃśagauravānilamūḍhatāḥ || 23 ||
ālasyāpaktiniṣṭhīvamalasaṅgāruciklamāḥ |
……………………………….nirāmāṇāṃ viparyayaḥ || 24 ||
Блокировка каналов (препятствующая питанию тканей тела), потеря сил, тяжесть, патологии вата-доши, усталость без нагрузки, несварение, избыточное слюноотделение, запор, потеря аппетита, слабость. Противоположные признаки говорят об отсутствии амы.
Следует иметь в виду, что регулярный приём несовместимых комбинаций продуктов – вируддха ахара – способен существенно навредить здоровью. Несовместимая пища сравнивается в Аштанга-хридаям с ядом. Вируддха ахара на самом деле – весьма широкое понятие. Так, Чарака-самхита (Сутрастхана, 26.86-101) выделяет 17 групп несовместимых пищевых комбинаций, например:
- несовместимые по расапанчаке (раса, гуна, вирья, випака, прабхава параспара вируддха);
- несовместимые по действию (карма вируддха);
- несовместимые по процессу приготовления (самскара вируддха);
- несовместимые в определённой комбинации (самйога вируддха);
- несовместимые в одинаковом количестве (матра вируддха);
- несовместимые со временем года или временем дня/ночи (кала вируддха);
- несовместимые с индивидуальными параметрами тела (деха дхату вируддха) и другие.
Несовместимы: кислые продукты и молоко, кислые фрукты и молоко, овощи наподобие редиса и молоко, рыба или свинина и молоко; кисломолочные продукты с бананами или курицей. Мёд, гхи, масло и вода – употребление двух, трёх или всех из них в одинаковом количестве – несовместимая комбинация. Употребление холодной и сухой пищи зимой, или, например, употребление непривычной пищи – это также вируддха.
Однако, несмотря на то, что вируддха ахара, употребление несовместимых комбинаций продуктов, фактически – яд, это не приносит вреда тем, кто молод, кто регулярно физически упражняется, у кого несухое сильное тело, сильный агни. Точно так же вируддха ахара не приносит существенного вреда здоровью того, кто приспособился к подобной несовместимой пище или употребляет её в незначительном количестве (Аштанга-хридаям, Сутрастхана, 7.47).
Сразу после еды не следует принимать ванну, выполнять физические или ментальные упражнения, бегать, петь, плавать и др. После приёма пищи Сушрута советует немного передохнуть, до исчезновения чувства дремоты, затем немного пройтись, и/или послушать, посмотреть что-то приятное, радующее ум. Эти действия весьма способствуют процессу пищеварения (Сушрута-самхита, Сутрастхана, 46.486-489).
Для регулярного употребления рекомендуются следующие продукты: рис, пшеница, ячмень, мясо животных класса джангала, плоды харитаки, амалаки, виноград, бобы мунг (мунг-дал, зелёный маш), топлёное масло, молоко, мёд, очищенный сахар, соль саиндхава, гранат, и другие продукты, поддерживающие здоровье и устраняющие болезнь (svāsthya-anuvṛtti-kṛt ca roga-uccheda-kara ca).
Не рекомендуются к регулярному употреблению: простокваша, кефир, йогурт и подобные продукты, творог, сыр, продукты с выраженной щелочной или кислой реакцией, уксус, ферментированные продукты, мясо истощённых животных, высушенное мясо, свинина, говядина, баранина, буйволятина, рыба, урад-дал (чёрный маш), гиацинтовые бобы, мучные изделия, проростки, сухие овощи, сахар-сырец и др. (Аштанга-хридаям, Сутрастхана, 8.40-44).
Сноски:
1Термин авара анна указывает на низшее зерно (например, просо, гречка и др.), а также на некоторые нежелательные для употребления бобовые, стручковые растения (например, горох посевной, урад дал и др.). Комментарий «Падартха-чандрика» Чандрананданы говорит, что рекомендация отвергнуть пищу, состоящую только из овощей или авара анны, указывает на то, что в каждом приёме пищи желательны высшие зерновые (по аюрведической классификации), такие как рис, пшеница, ячмень и пр.
2Это означает, что не следует приступать к приёму пищи, если есть позывы к мочеиспусканию или дефекации. Эти позывы следует удовлетворить до начала приёма пищи.
3Данное утверждение трактуется двояко – как эмоциональное равновесие и как пустота желудка, когда предварительно съеденная пища полностью покинула желудок.
Сейчас у многих людей ситуация такая, что пищу приходиться готовить утром, а принимать её в обед на работе. Получаеться, что еду нужно либо подогревать, либо есть её комнатной температуры! Что лучше! Как можно компенсировать? Может больше горячих вкусов использовать? И нагрев до какой температуры (ну там до 40, 50, 60 градусов) считается повторным?
В этой ситуации выручает термос как наименьшее из зол
Благодарю за полезную подборку. Уточните: проростки для регулярного употребления не рекомендуются, но если их есть, как лекарство, то лучше провести кратковременный курс, или добавлять в еду время-от-времени, или же устраивать «разгрузочные дни-проростковые посты» ? Или вообще, заменить чем-то более благоприятным? Может, я ошибаюсь, но как-раз хотел начать проращивать пшеницу.
Помогите разобраться!
Лучше вообще их не есть. А если хочется — то редко, раз в неделю, например.
Супер! Одной проблемой меньше. :)
То есть, гречку совсем-совсем нельзя? Иээх…
А одни овощи чем не угодили? а если масла туда добавить — это все равно одни овощи или уже нет?
Почему же нельзя гречку?! Можно :) В рекомендации речь о том, что нельзя строить свой рацион (большую его часть) из одной лишь гречки и овощей (пусть даже и с маслом).
Следует добавлять к таким блюдам легкоусвояемые бобовые, например, мунг-дал, и/или высшее зерно.
Сергей, спасибо, упустила я слово «в основном».
Кроме гречки и просо к авара анна какие еще относятся зерновые?
tathā, avarānnaṃ-māṣādi, tadbhūyiṣṭham (комментарий к АХС Су.8.39)
Другими словами, когда речь идёт об авара анна, имеются в виду, главным образом, все «нежелательные» бобовые — не подходящие для ежедневного употребления. Например, маша (урад-дал, чёрный маш) (Phaseolus mungo), куллатха (Dolichos biflorus), калайа (Pisum sativum, Cicer arietinum), раджамаша (Vigna unguiculata), нишпава (Dolichos lablab) и др. С другой стороны, к авара анна не относятся: мудга (Vigna radiata, полевой и посевной вид), масура (Lens culinaris), адхаки (Cajanus cajan).
«Лучше вообще их [проростки] не есть. А если хочется — то редко, раз в неделю, например.» — Чем дальше в лес, тем толще партизаны! :)) В связи с этим два вопроса.
1. Что происходит при регулярном употреблении проростков? Это вредно или это просто бесполезно?
2. Получается многократно виденные-слышанные-читанные советы-рекомендации диетологов и прочих спецов о пользе проростков абсолютно несостоятельны?
śuṣka-śākaṃ virūḍhakam dṛgghnaṃ doṣalaṃ glapanaṃ guru (Аштанга Хридайам, Су.6.34)
Листовые овощи, приготовленные без масла, либо высушенные, а также пророщенное зерно — это тяжёлое питание, которое портит зрение, выводит все доша из равновесия, приводит к упадку сил…
А какой эффект будет от употребления в пищу японских супов типа мисосиру и т. д. На вкус они легкие!
Вы ими часто питаетесь? Повседневный рацион должен состоять из привычной пищи… Эффект навскидку не оценить, поскольку такого не кушаем.
Разместите пожалуйста на сайте полный список высших и низших зерновых, а то примеры из 2-х наименований не дают возможности дать внятные рекомендации пациенту, ибо следующий его вопрос будет «а какие ещё туда входят?»
В комментарии выше указано, что термин авара анна имеет отношение, главным образом, к «нежелательным», «низшим» бобовым.
Бесполезно искать в ахара видхи про заморозки и консервы, т.к. ахара видхи составлены для мест с теплым климатом. Там и в условиях традиционной культуры постоянно можно было питаться свежими овощами-фруктами.
Очевидно, что эти ахара виддхи не распространяются на Сибирь, и вряд ли свыше это не было предусмотрено.
Я к тому, что в России и Сибири заготовки вполне впишутся в наши северные ахара видхи (с оговоркой, что они не будут всем кстати в определенное время года, как справедливо заметил Сергей Нарожный).
И позвольте уточнить, раз не рекомендуются к регулярному употреблению мучные изделия, то какие именно мучные изделия и из каких зерновых имеются в виду?
Из белой рафинированной муки в первую очередь.
И насчет топленого масла.
Можно ли использовать в качестве анупаны просто растопленное сливочное масло, т.е. в отличие от полноценного гхи не очищенное от белой взвеси и осадка?
А для заправки супа или каши, например?
Можно ли использовать в качестве анупаны растопленное сливочное масло?
То есть не гхи, а неочищенное от белой взвеси и осадка растопленное сливочное масло?
Советую почитать Аштанга Хридайам, Сутрастхана 8, 48-55 — там коротко объясняется вопрос выбора анупаны в питании.
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, о рисе. Я думала, что весь белый рис — шлифуют, и гораздо полезней бурый, красный, дикий. А в аюрведических рецептах часто участвует рис басмати. Яндекс ничего вразумительного не показал — шлифуют его или нет. На белый рис в магазине давно не смотрю — была уверенна, что он рафинированный
Басмати — это сорт риса, он бывает как шлифованный, так и нет.
Спасибо!
Советую почитать Аштанга Хридайям, Сутрастхана 8, 48-55
В Сутрастхане 8, 48-55 не нашел ответа на свой вышезаданный вопрос от 10.09.2013.
«Так, Чарака Самхита (Сутрастхана, 26.86-101) выделяет 17 групп несовместимых пищевых комбинаций, например:…»
А можете, пожалуйста, привести полный список (все 17) групп несовместимых пищевых комбинаций?!
Просветите пожалуйста. Все-таки молоко и бананы сочетаются или нет?
Чарака-самхита Су.26.84:
moca payasā saha viruddham
Банан с молоком не сочетается.
Скажите, сухофрукты в целом тяжелее для огня пищеварения, чем свежие фрукты? (к примеру, если сравнивать абрикоскурага, виноградизюм, сливачернослив)
И правда ли что они имеют согревающий эффект в отличии от свежих фруктов?
Спасибо.
1. Да, тяжелее.
2. Первый раз слышу.
Наткнулся в интернете на статьи, которые рассказывают о вреде глютена, который содержиться в большенстве «высших зерновых», чуть ли не ядом его называют, ссылаясь на исследовния и позитивные примеры отказа от зерновых. Если нужно я приведу ссылки.
Каково ваше мнение на сей счёт?
Аюрведа считает высшие зерновые основой рациона.
Мукой пшеница становиться когда её смололи в муку.
Также не ясно следующие: Рекомендуется для ежедневного употребление — пшеница. не рекомендуется — мучное. В чём отличие? Когда пшеница становится мучным ? Является ли хлеб из свежесмолотой цельнозерновой пшеничной муки мучным изделием?
Благодарю за ответ. А что скажете о шумихе вокруг глютена?
Предпочту промолчать.
Жила и не думала о глютене. Затем попала к мануальному терапевту (есть и китайские методики у него), он провел диагностику по реакции организма на продукты и препараты. Сначала выявил непереносимость глютена (симптомы тоже имеются). Затем выяснил что пшеница, булгур мне не подходят, а полба — подходит. Все таки наверно Аюрведа не описывала нынешнюю ГМО селекционированную пшеницу, а описанная пшеница и есть нынешняя полба?
Спасибо за столь ценную практическую информацию!
Скажите, если в обед, к примеру, употребляется сырой салат из капусты, помидор или других сырых овощей (горько-кисло-вяжущих) то их рекомендуется употреблять в начале еды, т.к. сырая пища тяжелее, несмотря на их вкус? А рис, к примеру, легкий, употреблять после? А если с тяжелой пшеничной кашейчапати, то что вперёд? :) Огромное спасибо заранее!!
Вся сырая пища употребляется сначала.
вопрос по несовместимости продуктов:
а как тогда употреблять мёд? он же очень сладкий, после него хочется запить, с молоком нельзя (подогретым, естественно), с водой нельзя, чай (пусть даже не зеленый и не черный) тоже основан на воде (или чай это уже не вода?). Бутерброды с пшеничным хлебом, гхи и мёдом тоже получается нельзя? Или вместо гхи можно сливочное масло с мёдом? Я совсем запуталась. А орехи с мёдом можно? Орехи с молоком? Или Молоко с ягодами в сахаре? (например, клубника или смородина). Заранее спасибо.
Мёд нужно запивать водой или чаем температурой не выше 50 градусов. Мёд и гхи совместимы в неравной пропорции. Орехи с мёдом можно, молоко — нежелательно. Молоко с ягодами несовместимо.
спасибо! а кисломолочные с ягодами в сахаре тоже нельзя?
а в какой пропорции совместимы мёд и гхи? а можно вместо гхи с мёдом сливочное масло? Молоко получается можно только с сахаром? а с гхи или сливочным маслом молоко можно? а с печенькой?))) извините, конечно, но не идет у меня тёплое молоко просто так(((
молоко с финиками-пара фиников стакан(200мл) молока
Добрый день
подскажите, пожалуйста, я слышала о таком лечебном средстве о простуды как мед с содой и маслом гхи. Иногда я пью молоко с содой (без масла). Что Вы можете об этом сказать? Вредно или полезно?
Спасибо заранее!
Андрей Юрьевич, сегодня услышал в одной из ваших лекций, что для пищеварения благоприятно принимать пищу в позе скрестив ноги «по-турецки» или как-то так? Я правильно понял? Это действительно улучшает пищеварение?! Или нужно именно сидеть в какой-то позе йоги (лотос, полулотос)? Важно ли при этом держать спину прямо или не стоит сильно напрягаться? Можно к чему-то прислоняться спиной или нужно сидеть без опоры? А как влияет на пищеварение обычное положение во время приема пищи, когда просто сидишь за столом на стуле?
Вот пацаны Вам на санскрите расскажут ;)
Круто. Спасибо вам и пацанам!-:)
Здравствуйте!
Безопасно ли употреблять высушенные листовые овощи, если их разварить, например, добавив их в суп или кашу? По вкусу такое блюдо почти не отличается от того, в которого добавили свежие листовые овощи.
Безопасно :)
Добрый день! Скажите, цитрусовые, в частности апельсины оказывают согревающее действие?
Да. Кто-то сказал, что они холодные?
https://vk.com/wall-25592061_1622
Я так и не поняла можно ли есть чапати или хлеб из цельнозерновой муки в каждый прием пищи? И что считается пшеницей (как ее готовить), которую надо принимать в каждый прием пищи?
Непонятно почему гречу отнесли к авара анна — если она вообще не описана в шастрах. Разве это следует из этого?
Это очевидно.
Добрый вечер, скажите действительно ли черный перец нельзя сочетать с мёдом в одном приеме пищи?
Первый раз слышу, откуда Вы это почерпнули?
Скажите пожалуйста — овёс подходит для капха конституции? Он вроде лёгкий для пищеварения и обладает абсорбирующими свойствами?
Овёс не описан в аюрведа-шастрах.
Подскажите курица и яйца подходят капха доше, они имеют острый випак?
А любая рыба увеличивает капха дошу это верно?
Курятина:
bhāvaprakāśa-pūrvakhaṇḍa-miśraprakaraṇa — 11. māṁsavarga
kukkuṭō bṛṁhaṇaḥ snigdhō vīryōṣṇō’nilahṛd guruḥ |
cakṣuṣyaḥ śukrakaphakṛd balyō vṛṣyaḥ kaṣāyakaḥ ||57||
kaphakṛd = увеличивает капху
___
Яйца:
bhāvaprakāśa-pūrvakhaṇḍa-miśraprakaraṇa — 11. māṁsavarga
nātisnigdhāni vr̥ṣyāṇi svādupākarasāni ca |
vātaghnānyatiśukrāṇi gurūṇyaṇḍāni pakṣiṇām ||64||
[В целом] птичьи яйца слегка маслянистые, являются афродизиаком, сладкие на вкус и в випаке, уменьшают Вата-дошу, интенсивно укрепляют семя и тяжёлые.
Любые яйца увеличивают капху.
___
Рыба [в целом]:
madanapālanighaṇṭu — 12. māṁsavarga
matsyā balapradā vṛṣyā guruvaḥ kaphapittalāḥ |
uṣṇābhiṣyandinaḥ snigdhāḥ bṛṁhaṇāḥ pavanāpahāḥ ||91||
kaphapittalāḥ — увеличивает капху и питту
Доброго времени суток!
Поясните, пожалуйста, про несочетаемость воды, меда, гхи и масла:
Если, например, в начале приема пищи съедается салат из овощей заправленный кунжутным маслом, а после рис/кичари с приготовленными овощами на гхи, при этом пропорции съеденного масла могут быть примерно одинаковыми — это считается несовместимой комбинацией?
Или после блюда на гхи или масле съесть сладостей из сухофруктов и меда?
Не усложняйте ;)
А помимо овса — есть ли список вещей, которые не описаны, продуктов, которые вне Индии пользуются определенным спросом?
Не встречал таких списков.
Добрый день! Скажите правда ли что все крестоцветные овощи обладают согревающим действием?
В основном, да.
Скажите пожалуйста, фасоль обыкновенная, растущая в России, и наш традиционный посевной горох, как действуют на доши и какими свойствами обладают, если они описаны? Большое Вам спасибо за ценнейшие сведения!
горох посевной
https://vk.com/wall-25592061?q=%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%85&w=wall-25592061_2600
Добрый день! Напишите, пожалуйста, можно ли употреблять в пищу водоросли, морскую капусту или спирулину например?
Скажите пожалуйста, какие овощи подходят для регулярного потребления?
Андрей Юрьевич. Подскажите пожалуйста. Сливочное коровье масло можно сочетать с мёдом? Частенько едим бутерброды в таком сочетании. Заранее благодарю.
Можно.
Вопрос по поводу времени употребления орехов. С одной стороны они сырые, тяжелые и в них присутствует сладкий вкус, из-за чего можно подумать о начале трапезы. Но также присутствует и вяжущий вкус, что больше подходит для завершения. Интуитивно хочется употреблять после еды. А как правильно в соответствии с традициями Аюрведы?
Лучше в начале приёма пищи.
такой вопрос: правила питания для людей с большой физической нагрузкой и очень подвижным образом жизни такие же?
Спасибо
Такие же, но с небольшими поправками на подобный образ жизни.
Спасибо за полезную информацию!!
Будьте любезны подсказать, говориться ли в писаниях о времени приема зернобобовых? Можно ли завтракать , ужинать зерновыми?
Можно.
Интересно, по каким признакам понимать, что доши движутся в своих естественных маршрутах?
Когда кровь идет из носа