Молоко

Введение

Āюрведа особо подчёркивает необходимость регулярного употребления молока и, более того, утверждает: каждому здоровому человеку  следует пить молоко. Человека, не способного к усвоению молока, можно считать нездоровым, нуждающимся в лечении, что позволит ему в итоге вновь начать пить молоко. Постулат о пользе молока не подлежит в Āюрведе никаким сомнениям. Почему же молоку придаётся такая важность? В качестве обоснования можно выделить ряд причин:

  • сочетание в молоке множества поддерживающих здоровье качеств:
    • вришйа — является афродизиаком, питающим репродуктивную ткань (щукра-дхату) сразу после усвоения;
    • оджасйа (ojasya) — увеличивает оджас (эссенцию тканей);
    • дипана (dīpana) — усиливает огонь пищеварения;
    • дживанийа (jīvanīya) — поддерживает жизнь, улучшает кровоснабжение телесных тканей;
    • принана (prīṇana) — удовлетворяет, питает, насыщает телесные ткани;
    • манаскар (manaskar) — улучшает деятельность ума;
    • балйа (balya) — даёт силы;
  • молоко поддерживает защитные механизмы организма (vyādhikṣamatva, иммунитет), что проявляется в усилении способности сопротивляться началу болезни (vyādhi utpad pratibandhakatva), а также в активном сопротивлении её развитию и в ослаблении силы болезни (vyādhi bala virodhitvam);
  • молоко anekauṣadhi-rasaprasādaṃ prāṇadaṃ — есть дар, который составляет суть многих лекарств, дающих жизнь (Су Су.45.48);
  • молоко относится к группе сарвасатмйа (sarvasatmya) продуктов — полезных всем (sarva-prāṇabhṛtāṃ — всем живым существам), полезных в любом возрасте (jātisātmyāt — с рождения), об этом говорится в Сушрута Самхите, Сутрастхана, глава 45, 48-49.

Мнения о том, что молоко по определению не усваивается, вызывает метеоризм, аллергии и другие проблемы со здоровьем, ошибочны, то есть являются заблуждениями. Подобные последствия могут быть вызваны даже неправильным приёмом простой воды. Если у человека нет проблем с пищеварением, а также сопутствующих заболеваний, правильно приготовленное молоко, принятое в меру, нормально усвоится и будет питать тело.

Более того, считается, что коровье молоко — лучшее (по отношению к другим видам молока), поскольку является лучшим расайана-дравйа (омолаживающей, восстанавливающей, увеличивающей продолжительность жизни субстанцией), а также сильнее других видов молока увеличивает оджас (основу иммунитета).

Качества и действие

Текст Аштанга Хридайам гласит (Сутрастхана, глава 5):

svādu-pāka-rasaṃ snigdham ojasyaṃ dhātu-vardhanam || 20 ||
vāta-pitta-haraṃ vṛṣyaṃ śleṣmalaṃ guru śītalam |
prāyaḥ payo ‘tra gavyaṃ tu jīvanīyaṃ rasāyanam || 21 ||
kṣata-kṣīṇa-hitaṃ medhyaṃ balyaṃ stanya-karaṃ saram |
śrama-bhrama-madā-lakṣmī-śvāsa-kāsāti-tṛṭ-kṣudhaḥ || 22 ||
jīrṇa-jvaraṃ mūtra-kṛcchraṃ rakta-pittaṃ ca nāśayet |

Любое молоко имеет сладкий вкус и випака*, маслянистое, укрепляет оджас, питает ткани, успокаивает вату и питту, является афродизиаком**, увеличивает капху; оно тяжелое и холодное. Коровье молоко оживляет и омолаживает. Оно полезно для ослабленных после травм, укрепляет разум, даёт силу, прибавляет грудное молоко и слабит. Коровье молоко лечит истощение и усталость, головокружения, болезни бедности и неудачливость***, затруднения дыхания, кашель, патологическую жажду и голод, хроническую лихорадку, трудности с мочеиспусканием и кровотечения. Оно также применяется при лечении алкоголизма.****


*vipāka – विपाक – метаболический эффект пищи или лекарства в стадии конечной ассимиляции вещества тканями тела. Сладкий випака имеет анаболический эффект.
**vṛṣya – वृष्य – афродизиаки — средства, в целом повышающие жизненные силы организма, в том числе усиливающие половую способность.
***alakṣmī – अलक्ष्मी – злая судьба, неудача, несчастье, нужда, нищета, бедственное положение и болезни, вызванные этими состояниями.
****mada — मद — буквально означает «опьянение». Суть в том, что все качества алкоголя полностью противоположны оджасу.


Как видно из описания, положительных эффектов много. Они возникают при правильном употреблении молока. Да, молоко увеличивает капха-доша. Да, оно тяжёлое, холодное и маслянистое. Но все так называемые «негативные» эффекты вызваны именно этими природными свойствами молока при его неправильном употреблении (например, чрезмерное количество, неправильное приготовление, употребление холодного молока и др.).Правильное употребление молока приносит благо в любом возрасте, особенно оно полезно при истощении, для детей и пожилых людей.

Тёплое молоко коровы, только что надоенное (dhāroṣṇa), — увеличивает силы; оно лёгкое и охлаждающее. Такое молоко подобно нектару. Оно уравновешивает три доша и стимулирует пищеварение. Но, остыв после дойки, оно выводит из равновесия три доша.

Регулярное употребление холодного молока, наряду с другими факторами, может привести к ревматическим заболеваниям; в то время как тёплое, только что надоенное молоко (dhāroṣṇa) не оказывает подобного патологического действия. Коровье молоко полезно, когда оно в состоянии dhāroṣṇa, или когда оно правильно приготовлено. Козье молоко полезно, когда оно остужено после кипячения.

Молоко от коровы чёрного цвета — лучшее по качествам, оно успокаивает три доша. Молоко от коровы кремового цвета успокаивает вата- и питта-доша. Молоко от белой коровы увеличивает капха-доша, и оно более тяжёлое для пищеварения.

Когда молоко употребляется в комбинации с сахаром, оно увеличивает капха-доша и успокаивает вайу (вата-доша).

Действие молока, принятого в различное время

Молоко полезно принимать, прежде всего, в дневное время. Молоко, принятое в полдень, питает и действует как афродизиак, а также как стимулятор пищеварения, аппетита; оно увеличивает силы, успокаивает капха- и питта-доша; облегчает расстройства мочеиспускания. Молоко, принятое утром, даёт силу, укрепляет тело, поддерживает огонь пищеварения. Молоко, принятое вечером, успокаивает три доша, увеличивает силы у детей, улучшает зрение, стимулирует сперматогенез, лечит истощение и другие болезни. Однако если молоко принято на ночь, то не следует сразу ложиться спать. Если человек спит сразу же после приёма молока, он сокращает продолжительность своей жизни. Также не следует принимать молоко сразу после ужина, иначе оно может не перевариться.

Аюрведа-саукхйам Тодарананды (6.21b-21a) утверждает:

rātrau kṣīraṁ na seveta seveta yadi na svapet ||21||
yadi svapeddharatyāyustasmātpathyaṁ divā payaḥ |

Ночью не следует принимать молоко, употребив же его — не следует спать. Молоко сокращает жизнь, если человек спит после его приёма, поэтому благотворным является употребление молока днём.

Противопоказания

Не следует использовать в пищу молоко, чей цвет и вкус изменились, которое прокисло (но ещё не стало простоквашей) или испортилось. Его нельзя употреблять смешанным с кислым или солёным вкусами, поскольку такое сочетание способно рождать многие недуги, например, тяжёлые кожные заболевания (kuṣtha).

Также не следует употреблять молоко в несовместимых комбинациях (например, с мёдом, так как мёд нельзя употреблять в горячем виде, а молоко — нужно употреблять именно в горячем виде).

Кроме того, молоко не показано при подавленном агни (agnimandya), начинающейся лихорадке (navajvara), амадоша (болезненных состояниях, связанных с накоплением не должным образом переваренной или не до конца переваренной пищи) и при других патологических состояниях, чаще всего, капха-этиологии.

Показания

Правильно приготовленное молоко особенно полезно для тех, у кого сильный (и даже патологически сильный) огонь пищеварения, и для тех, кто истощён. Молоко способствует образованию грудного молока у кормящих матерей.

Кроме того, молоко показано при следующих расстройствах: сильная жажда или сильный голод, хроническая лихорадка, потеря сил, кровотечения, отёки, изжога, болезни сердца (только вата-типа и с уравновешенным агни), диарея, травмы груди, расстройства мочеиспускания и др. Однако в большинстве перечисленных патологий молоко — лишь часть рациональной терапии.

Молочная пенка (kṣiīra phena) успокаивает три доша, поскольку обладает качеством лёгкости (laghu) и маслянистости (snigdha); она охлаждает (śīta virya). Она усиливает аппетит, огонь пищеварения и даёт силы. Она полезна при диарее (atisāra), подавленном агни (agnimāndya) и хронической лихорадке (jīrṇajvara). Она лечит колики (śūla), отёки (śopha), амадоша (āmadoṣa), кашель (kāsa) и перемежающиеся лихорадки (viṣama jvara); раны груди (uraḥ sandhāna), икоту (hikkā) и одышку (śvāsa).

Приготовление

Молоко, остывшее после дойки, — тяжёлое для пищеварения. Подогретое (вскипячённое) и принятое тёплым/горячим, оно успокаивает (в большей степени) капха- и вата-доша; подогретое и остуженное, — успокаивает питта-доша.

Текст Аштанга Хридайам гласит (Сутрастхана, глава 5):

payo ‘bhiṣyandi gurv āmaṃ yuktyā śṛtam ato ‘nya-thā || 28 ||
bhaved garīyo ‘ti-śṛtaṃ dhāroṣṇam amṛtopamam |

Употребление неправильно приготовленного молока вызывает избыточную секрецию слизи (и как следствие блокировку каналов) и тяжесть.
Текст Маданапала Нигханту (8.83) дополняет:

āmamāmapradaṃ ksīramabhiṣyandakaraṃ guru

Некипячённое молоко (принятое без приготовления) слизеобразующее и тяжёлое [для пищеварения], оно даёт амадоша (эндогенные токсины, рождённые накоплением не должным образом переваренной или не до конца переваренной пищи).

Употребление правильно приготовленного молока вызывает противоположные эффекты. Однако если молоко долго варится, оно становится тяжелее и жирнее, пропорционально испарению.

Парное молоко (dhāroṣṇa) – идеальное молоко, проявляющее только положительные свойства. Если молоко остыло после дойки или постояло, его нужно снова сделать подобным парному. Для этого добавляют немного специй, подходящих для состояния пищеварения и конституции. Это необходимо для того, чтобы противостоять природной тяжести и холоду молока. Затем молоко три раза доводят до начала кипения, но не кипятят. После этого нужно несколько раз перелить молоко с большой высоты из одного сосуда в другой, чтобы насытить его воздухом и тем самым облегчить ещё больше. Молоко должно быть горячим, но не обжигать. При избыточной питта-доша его следует принимать слегка тёплым, немного остуженным. Количество молока подбирается по силе пищеварения – оно не должно вызывать тяжесть во время и после усвоения, или избыток капха-доша.

Литература

  1. AHS (Ashtanga Hridaya Samhita) [sanskrit text, aṣṭāṅgahr̥dayasaṃhitā] – E-source: http://titus.uni-frankfurt.de/texte/etcs/ind/aind/klskt/vagbhata/vagbhahs/vagbh.htm
  2. Materia Medica of Ayurveda based on Ayurveda Saukhyam of Todarananda. – Concept publishing company, New Delhi, 1980. – 747 стр.
  3. Молоко. Статья Андрея Головинова.
  4. The Milk Tale in Ayurveda. By Dr. K.K. Harikrishnan (B.A.M.S.). Palakkad, Kerala, India.
  5. Text Book of Dravyaguna. By Dr. K. Nishteswar. – 682 стр.
Метки:
 

Комментарии (62):

  1. Татьяна:

    Добрый день! В статье не указано, через какое время после приема молока можно ложиться спать (написано только, что нельзя ложиться сразу после приема молока). Уточните, пожалуйста, сколько времени должно пройти от приема молока до сна! Везде пишут, что молоко надо принимать за 1-1,5 часа до сна. Это правильно?

    • Если коротко, то это время зависит от объёма выпитого молока, а также от силы огня пищеварения и занимает от полутора до трёх часов до отхода ко сну.

  2. Тайшин Денис:

    Интересно, что в современной медицине нас учат, что питье молока в период лактации не стимулирует образование грудного молока у кормящих.
    Может быть оно не стимулирует, если принимается неправильно? никто же в больнице не рассказывает такие тонкости приема молока

    • Сергей Нарожный:

      Согласно Аштанга Хридайам Самхите, Сутрастхана, глава 5 (стих 22), коровье молоко стимулирует лактацию (stanyakaraṃ). Конечно, для надлежащего усвоения его нужно правильно готовить и принимать.

  3. Лазарев Александр:

    Андрей Юрьевич, а Вы не встречали мнения, что молоко полезно только ранним утром (примерно до 6 утра) и после 6 вечера? А в дневное время оно плохо переваривается, так как для его переваривания нужны «силы» луны. Видели ли Вы такие упоминания в классических текстах по аюрведе (у Чараки, Сушруты, Вагбхаты)?

  4. Владимир Дружинин:

    «В течение ночи качества луны проявлены в большей степени и отсутствуют какие-либо физические упражнения. Поэтому молоко, принятое в часы рассвета, как правило, обладает запирающим эффектом, оно тяжелое для переваривания и вызывает дисбаланс дош». (Аюрведа-саукхьям Тодарамаллы, 6.22-23)

  5. Андрей Головинов:

    Владимир! Подобные стихи встречаются также в Бхавапракаша Нигханту и Маданапала Нигханту, с небольшими нюансами. Речь в них идёт о разнице в свойствах молока утренней и вечерней дойки, а не о том, когда оно принимается.

  6. Сергей Нарожный:

    Маданапала Нигханту, 8.84:

    rātrāu candraguṇādhikyād vyāyāmaparivarjanāt |
    prabhātikaṃ payaḥ prāyo viṣṭambhi guru bṛṃhaṇam ||

    В течение ночи качества луны проявлены в большей степени и [у коровы] отсутствуют какие-либо физические нагрузки. Поэтому молоко, надоенное в утренние часы, как правило, тяжелое для переваривания; оно закрепляет и питает тело.

    Бхавапракаша, Пурвакханда, 14.37:

    rātrāu candraguṇādhikyādvyāyāmākaraṇāttathā |
    prābhātikaṃ payaḥ prāyaḥ prādoṣād guru śītalam ||

    В течение ночи качества луны проявлены в большей степени и [у коровы] отсутствуют какие-либо физические нагрузки. Поэтому молоко, надоенное в утренние часы, как правило, выводит доша из равновесия; оно тяжелое для переваривания и охлаждает.

  7. Владимир Дружинин:

    Любопытно, спасибо! Про корову становится понятно из топика нигханту?

  8. Андрей Головинов:

    Мне это понятно из того, как трактовали эти стихи мои учителя. Так их переводят и на английский в упомянутых выше текстах.

  9. Сергей Нарожный:

    Пример использования этих текстов есть в статье весьма уважаемого в Керале доктора Харикришнана («The Milk Tale in Ayurveda», на стр. 11). Статья доступна у нас на форуме: http://ayurvedika.ru/forum/viewtopic.php?id=48

  10. партизан:

    Подскажите по поводу молока из магазинов(пакетированное, в коробках, пастеризованное, стерилизованное). Кто-нибудь разбирался в этой теме? Его вообще можно пить или оно только вред наносит?

  11. Сергей Нарожный:

    Пить можно 🙂

  12. партизан:

    А вот еще: можно ли на молоке готовить каши и есть ли такой молочный пост?

  13. Андрей Головинов:

    Пакетированное молоко это конечно уже не совсем молоко 🙂

    На молоке можно готовить каши, но не следует солить их. Можно добавлять сахар и специи.

    Шримад-Бхагаватам, Песнь восьмая, глава Шестнадцатая.
    Совершение Процесса Поклонения.
    Пайо-врата.
    «В две светлые недели месяца Пхалгуна [февраль и март] на протяжении
    двенадцати дней, заканчивающихся Двадаши, каждый должен соблюдать обет
    существования только на молоке и должен поклоняться лотосоокому Верховной
    Личности Бога со всей любовью и преданностью»

  14. alex:

    Говорится об употреблении молока с сахаром, поэтому возник вопрос, подойдет ли сахар, который есть в магазинах, или лучше отказаться от него?

  15. Андрей Головинов:

    А что Вас не устраивает в сахаре из магазинов? Весь сахар из магазинов.

  16. alex:

    везде пишут, что сахар вреден, а в текстах по аюрведе сахар упоминается, подойдет ли рафинированный,

  17. Сергей Нарожный:

    Да, подойдёт. 🙂
    Согласно Аштанга Хридайам (Су.8.43) сахар рекомендуется к ежедневному употреблению.

  18. alex:

    спасибо!

  19. Виталий Рыжов:

    Парное молоко (dhāroṣṇa) — только что надоенное, принимаемое утром и вечером отдельно от приема пищи, не навредит людям склонным к повышению Капха доши?

  20. Сергей Нарожный:

    Если речь о парном коровьем молоке, принимаемом регулярно утром и вечером, и о личностях с преобладающей капха в конституции, — смотрите, чтобы капха доша не вышла из равновесия. Обратите также внимание на то, что «молоко, надоенное в утренние часы, как правило, выводит доша из равновесия; оно тяжёлое…» (Бхавапракаша) (см. комментарий выше).

  21. Евгений:

    У меня артрит неясной причины, анализы все в норме. Может ли это быть следствием неправильного питания, в т. числе употребления холодного молока?

  22. Сергей Нарожный:

    Да.

  23. Елена:

    И еще вопросик 🙂 Правда, что кисломолочные продукты нежелательно употреблять в летний период?

  24. Сергей Нарожный:

    Да, в тексте шастры о дадхи (простокваша, кефир, йогурт и подобные продукты) говорится прямо: «[их] не следует принимать весной, летом и осенью».

  25. Елена:

    Еще вопрос. Можно ли употреблять молоко вместе с кисломолочными продуктами? Спасибо!

  26. Сергей Нарожный:

    Не рекомендуется.

  27. Елена:

    Здравствуйте!Спасибо за интересную информацию!Буду благодарна за ответы на некоторые вопросы.1.Насколько я поняла, то в обед сразу после принятия пищи можно пить горячее молоко?2. Людям склонным к полноте его нужно пить немножко, горячим и без сахара? В какое время суток полным людям лучше всего употреблять молоко?3. Есть какая-либо универсальная специя для всех дош, которую можно было бы добавлять в молоко? Заранее благодарю!

  28. Сергей Нарожный:

    Если речь о капха-пракрити, то полнота — это не главный определяющий критерий для таких личностей. Почитайте, пожалуйста, статью «Пракрити. Описание Вагбхаты».
    В целом, для лиц с преобладанием капха в конституции молоко не рекомендуется употреблять после принятия другой пищи, даже если Вы уверены в том, что молоко с этой пищей совместимо и что у Вас в этот момент достаточно сильный огонь пищеварения, чтобы переварить и пищу, и молоко. Лучше подождать, когда переварится принятая пища.
    Людям с такой конституцией лучше употреблять небольшое количество молока днём или ближе к вечеру, но не утром и не перед сном.
    Стоит также помнить, что при патологических состояниях капха-доша от приёма молока лучше воздержаться.

  29. Павел Кушнарев:

    Здравствуйте! Некоторые современные врачи-исследователи говорят о непереносимости белка молока у некоторых людей. В этом случае просто екомендуют исключить ВСЕ молочные продукты. Это особенность организма является именно особенностью или заболеванием (аналогичная ситуация с непереносимостью глютена — исключаются практически все зерновые)? Где в аюрведических текстах посмотреть решение этой ситуации? Заранее благодарю!

  30. Сергей Нарожный:

    Здесь нужна индивидуальная консультация.

  31. Ирина:

    Можно узнать подробнее о специях для молока? Благодарю.

  32. Сергей Нарожный:

    В скором времени выйдет отдельная статья на тему специй.

  33. Анастасия:

    1) Здравствуйте, вопрос немного не в тему, но мне важный. О сахаре. Сахар белый рафинированный оч вреден, после обработки его хим веществами от него не остается ничего, кроме химии. Может быть в шастрах говорится о сахаре коричневом, или гуре, который не обработан химией?

  34. Сергей Нарожный:

    Подобный вопрос уже задавали выше: #comment-260

  35. Алекс:

    Как довести 3 раза до начала кипения?
    Не совсем понятна сама технология приготовления молоко, а именно нагрев:
    1. Нагреваем (как быстро?) пока не закипит, или нужно раньше снимать с огня при первых признаках булькания или еще раньше?
    2. Как остужать? До какой температуры примерно?
    Чем обусловлено 3х стадийное нагревание-охлаждение молока?

  36. Андрей Головинов:

    На среднем огне. до появления пузырьков. Снимаем, пузырьки успокоились, снова греем.

  37. Алекс:

    Ого! Благодарю за ответ!
    Т.е. закипеть молоко не должно ни в коем случае!?
    Почему именно 3 раза? а не 7, 10 или 1 раз?

    • Андрей Головинов:

      Да, молоко от кипячения становится тяжелее. Трёх раз достаточно. Видимо в самый раз.

  38. Алекс:

    По экспериментировал с молоком, появились вопросы: При нагреве молоко появляется не только пузырьки но и пленка. Нужно снимать молоко с огня до появления пленочки или после. На пузырьки трудно ориентироваться, т.к. они и в холодном молоке есть.
    На какой стадии приготовления сыпать специи?

  39. Кирилл:

    Интересно, а за счет чего молоко услиливает огонь пищеварения? Оно ж обладает противоположными свойствами!

  40. Кирилл:

    Думаю, за счет качества маслянистости, верно?

  41. Диана:

    Здравствуйте, Андрей Юрьевич и Сергей Игоревич! Обнаружила информацию, что молоко способствует образованию рака, а в особенности рака простаты у мужчин. Помогите разобраться с вопросом. С уважением, Диана.

  42. Анна:

    Здравствуйте, Уважаемый Доктор!
    Скажите, пожалуйста, масала чай с молоком — это правильное сочетание?

  43. Сергей Нарожный:

    Допустимое.

  44. Борис:

    Добрый день! Скажите пожалуйста, с какими именно фруктами можно сочетать молоко?Например, если в несоленую молочную рисовую кашу добавить горсть замоченного на ночь изюма/сушеного инжира (совсем не кислого) или 4 — 5 штук свежих фиников, это будет правильно и не вызовет проблем с усвоением молока?

    • Андрей Головинов:

      С молоком сочетаются только те фрукты, которые не имеют и намёка на кислый вкус, за исключением бананов.

  45. Борис:

    Т.е это могут быть абсолютно любые фрукты (за исключением банана) без кислинки?

  46. Анаста:

    Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, разобраться в вопросе: имеют ли сгущеное молоко и сливки, сухое молоко те же свойства и противопоказания, что и молоко или молоко с сахаром? Можно ли их сочетать с кисломолочный или кисловатыми, солёными продуктами, такими как творог, курага и и.д.? Можно ли есть изделия из них, такие как молочные бурфи и прочие, как вариант сладкого блюда на обед и сразу употреблять соленую, кислую еду или овощи?
    В моём случае сильная чувствительность к сему «взрывоопасному» сочетанию молока и соленого/кислого, буквально через день после такой еды возникает сыпь на коже и проходит только через несколько дней.
    Поясните, пожалуйста.

  47. Антон:

    Я еще раз посмею задать вопрос о сахаре! мне кажется, что в текстах не говориться о нашем свекловичном рафинированном сахаре, а говориться о осветленном тростниковом? или тут нет разницы, или это не важно?

  48. Сева:

    А если сварить кашу на молоке и есть ее горячей, даст ли она такой же благоприятный эффект как горячее молоко?

  49. Сергей:

    Большое спасибо за статью!
    Скажите пожалуйста, все эти замечательные свойства молока сохраняются, если на нем готовить каши?
    И как лучше готовить кашу на молоке — добавлять молоко в готовую кашу и потом нагревать ее пока молоко не вскипит, или же варить вместе (в статье говорится что при длительном кипячении молоко становится тяжёлым)?
    Спасибо.

  50. Анна:

    Здравствуйте, скажите, пожалуйста, можно ли пить молоко с дробленым миндалем и специями? (Badam Pak называется, коммерческий продукт от известной аюрведической компании в Индии).

  51. Варган:

    Андрей Головинов писал: «На среднем огне, до появления пузырьков».

    Объясните, пожалуйста, имеются в виду маленькие пузырьки по краям кастрюли или надо дожидаться более серьёзных и многочисленных пузырей? 🙂

    В комментарии к Аштанга Хридая Самхите, Сутрастхана, 5.28 И.И. Ветров указывал, что молоко, по правилам, следует три раза нагреть до появления маленьких пузырьков по краям кастрюли, с интервалом 3-5 мин. Правильная ли это рекомендация?

  52. Алёна:

    Здравствуйте!
    1. Можно ли выпить молоко и пойти делать абхьянгу?
    Просто у меня по времени получается так, что я прихожу с работы и в 18-19:00 ужинаю, а в 22:00 ложусь спать. Мыться, получается, можно в 20-21:00, через 2 часа после еды (утром абхьянгу не всегда есть возможность делать). А после абхьянги уже и спать. Молоко перед сном нельзя. Можно ли его тогда выпить перед тем, как пойду мыться?
    2. Если молоко правильно приготовить, потом остудить до тёплого, тогда уже можно в него мёд добавлять?
    3. Во время болезни я люблю пить тёплое молоко со сливочным маслом и мёдом. Так можно делать?

    Спасибо!

  53. Роман:

    Здравствуйте! Понимаю что в классических текстах вряд ли найдется описание сухого порошкового молока. Но все же насколько его можно считать молоком и каково будет его воздействие на доши? Вы пробовали исследовать этот вопрос?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



ĀЮРВЕДИКА © 2011–2016